Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова не готовили специалистов по обслуживанию реакторов, а специалисты, приглашенные с атомных станций, не были готовы к судовой жизни. В центральном отсеке преобладали физики и лирики с их вечными про­ блемами. Кроме того, на ледоколе было много женщин. Это создавало атмосферу береговой вольницы, не совместимой с жизнью судового экипажа. Во время первых навигаций на «Ленине» шли ученые, рабочие разных заводов страны, конструкторы, журналисты и много других пред­ ставителей, связанных с проектированием, строительством и эксплуата­ цией первого атомохода. Для атомохода этот первый рейс был испытательным. Вопреки при­ вычным представлениям о тактике ледового плавания капитан Понома­ рев прокладывал путь не по разводьям, а сам искал сплоченные торосис­ тые льды. Во время навигации ледоколы «Красин» и «Капитан Мелехов» с караваном транспортных судов были затерты льдами. Караван несло на рифы. Атомоход пришел им на выручку, взломал лед и вышел в голову ка­ равана, используя всего две трети силовой мощности. Плотный лед, «сле­ пая» навигационная карта из-за малого количества нанесенных сведений не обеспечивали безопасной работы. Но опыт Пономарева, высокая мощность атомной установки подтвердили его работоспособность в ус­ ловиях сильного сжатия. Караван двигался вперед. А затем капитан полу­ чил новое, более сложное задание - провести через пролив Вилькицкого 38 тонкобортных речных судов. И это задание было с честью выполнено. Пономарев не признавал закрытой рубки, а управлял атомоходом с открытого ходового мостика. Врачи предупреждали его, что при поли­ артрите мерзнуть нельзя. Но он иначе не мог. Стоял на морозе по 4 часа. Последнее плавание продолжалось всего сто дней. Вахты на морозе по­ дорвали здоровье капитана. Человеку в 63 года трудно ломать сложившиеся годами привычки. Но не это заставляло Пономарева мерзнуть на открытом мостике. Конеч­ но, Павел Акимович мог пощадить себя, если бы оба рейса в том году не были экспериментальными. На судне принципиально новой конструкции при всей его мощности и оснащенности все происходило впервые. Поно­ марев был на атомоходе как бы капитаном-испытателем. Он был обязан выяснить возможности атомохода в единоборстве со льдами, особеннос­ ти управления новым судном. Запоздалое лечение в Ессентуках не смогло одолеть прогрессирую­ щего полиартрита. Состояние здоровья больше не позволило капитану вернуться на борт его детища в Мурманск, который всегда был самым главным городом в его жизни. Павел Акимович Пономарев скончался в 1970 году в Ленинграде. Руководство Мурманского пароходства хода­ тайствовало перед городским исполнительным комитетом о присвоении одной из улиц Мурманска имени капитана Пономарева, а пароходство 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz