Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова не готовили специалистов по обслуживанию реакторов, а специалисты, приглашенные с атомных станций, не были готовы к судовой жизни. В центральном отсеке преобладали физики и лирики с их вечными про блемами. Кроме того, на ледоколе было много женщин. Это создавало атмосферу береговой вольницы, не совместимой с жизнью судового экипажа. Во время первых навигаций на «Ленине» шли ученые, рабочие разных заводов страны, конструкторы, журналисты и много других пред ставителей, связанных с проектированием, строительством и эксплуата цией первого атомохода. Для атомохода этот первый рейс был испытательным. Вопреки при вычным представлениям о тактике ледового плавания капитан Понома рев прокладывал путь не по разводьям, а сам искал сплоченные торосис тые льды. Во время навигации ледоколы «Красин» и «Капитан Мелехов» с караваном транспортных судов были затерты льдами. Караван несло на рифы. Атомоход пришел им на выручку, взломал лед и вышел в голову ка равана, используя всего две трети силовой мощности. Плотный лед, «сле пая» навигационная карта из-за малого количества нанесенных сведений не обеспечивали безопасной работы. Но опыт Пономарева, высокая мощность атомной установки подтвердили его работоспособность в ус ловиях сильного сжатия. Караван двигался вперед. А затем капитан полу чил новое, более сложное задание - провести через пролив Вилькицкого 38 тонкобортных речных судов. И это задание было с честью выполнено. Пономарев не признавал закрытой рубки, а управлял атомоходом с открытого ходового мостика. Врачи предупреждали его, что при поли артрите мерзнуть нельзя. Но он иначе не мог. Стоял на морозе по 4 часа. Последнее плавание продолжалось всего сто дней. Вахты на морозе по дорвали здоровье капитана. Человеку в 63 года трудно ломать сложившиеся годами привычки. Но не это заставляло Пономарева мерзнуть на открытом мостике. Конеч но, Павел Акимович мог пощадить себя, если бы оба рейса в том году не были экспериментальными. На судне принципиально новой конструкции при всей его мощности и оснащенности все происходило впервые. Поно марев был на атомоходе как бы капитаном-испытателем. Он был обязан выяснить возможности атомохода в единоборстве со льдами, особеннос ти управления новым судном. Запоздалое лечение в Ессентуках не смогло одолеть прогрессирую щего полиартрита. Состояние здоровья больше не позволило капитану вернуться на борт его детища в Мурманск, который всегда был самым главным городом в его жизни. Павел Акимович Пономарев скончался в 1970 году в Ленинграде. Руководство Мурманского пароходства хода тайствовало перед городским исполнительным комитетом о присвоении одной из улиц Мурманска имени капитана Пономарева, а пароходство 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz