Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова - Обкакались! Не получилось. Подробности Павел Акимович обещал рассказать Хлебникову в Дик­ соне. - А сейчас, Юра, бери караван и веди его в Диксон, а мы на вспомога­ тельном движке последуем самостоятельно за вами трехузловым ходом. Всем стало ясно, что атомоход «Ленин», втихую собиравшийся достичь Северного полюса, оказался не готов к этому рейсу. Через двое суток «Ермак» благополучно привел первый караван гру­ женых судов в порт Диксон. Ледовая обстановка благоприятствовала. А атомоход «Ленин» на аварийном движке с электрогенератором медлен­ но двигался в направлении порта Диксон. Там, у материкового каменис­ того берега бухты Лемберова, он встал на длительную якорную стоянку. На устранение неисправности потребовалось около двух месяцев напря­ женной и дорогостоящей работы. После прихода ледоколов в Диксон Павел Акимович Пономарев по­ сетил ледокол «Ермак» и рассказал о неудавшемся походе на Северный полюс, попросив капитана Ю.К. Хлебникова сохранить информацию о данном инциденте в секрете: «Неприятности возникли сразу после входа в битый разреженный лед. Ледяная шуга плотно забивала решетки холо­ дильника, вызывая перегрев второго контура атомного реактора даже на малой мощности. Попытка продувать паром не увенчалась успехом. При увеличении мощности срабатывала аварийная защита: мигали красные фонари, помещения оглушались ревунами, наводя страх на членов эки­ пажа. Подобное явление уже наблюдалось при следовании в мелкобитом льду в Финском заливе, на переходе из Ленинграда в Мурманск, но этому не придавали особого значения». (П. Мирошниченко. Ветеран Арктики ледокол «Ермак». Норильск, 2013). Подобная ситуация повторялась и во время работы в Арктике. «В те­ чение 4-часовой вахты, - вспоминает Виктор Александрович Мизгирев, работавший на «Ленине» вахтенным механиком, - защита срабатывала 7 раз, пока не вышли на чистую воду». Будь капитан помоложе, он бы не устоял перед соблазном отличиться и первым в мире достичь северной макушки земли на надводном ко­ рабле. Но Павел Акимович не стал рисковать двумя сотнями жизней и дал команду возвращаться к оставленному каравану судов под опекой «Ермака». Так своевременное и правильное решение прекратить экс­ перимент - скачок на Полюс - предотвратило возможный Чернобыль в середине 1960 года в Арктике. «Об этой попытке стало известно Ивану Дмитриевичу Данилкину, который потом долго подтрунивал над капи­ таном, объясняя его неудачу тем, что тот не взял его в «историческое» путешествие, не пожелал разделить с ним славу покорителя Северного полюса», - вспоминал с улыбкой Иван Павлович Лопатин, заместитель начальника пароходства по безопасности мореплавания. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz