Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова - Обкакались! Не получилось. Подробности Павел Акимович обещал рассказать Хлебникову в Дик соне. - А сейчас, Юра, бери караван и веди его в Диксон, а мы на вспомога тельном движке последуем самостоятельно за вами трехузловым ходом. Всем стало ясно, что атомоход «Ленин», втихую собиравшийся достичь Северного полюса, оказался не готов к этому рейсу. Через двое суток «Ермак» благополучно привел первый караван гру женых судов в порт Диксон. Ледовая обстановка благоприятствовала. А атомоход «Ленин» на аварийном движке с электрогенератором медлен но двигался в направлении порта Диксон. Там, у материкового каменис того берега бухты Лемберова, он встал на длительную якорную стоянку. На устранение неисправности потребовалось около двух месяцев напря женной и дорогостоящей работы. После прихода ледоколов в Диксон Павел Акимович Пономарев по сетил ледокол «Ермак» и рассказал о неудавшемся походе на Северный полюс, попросив капитана Ю.К. Хлебникова сохранить информацию о данном инциденте в секрете: «Неприятности возникли сразу после входа в битый разреженный лед. Ледяная шуга плотно забивала решетки холо дильника, вызывая перегрев второго контура атомного реактора даже на малой мощности. Попытка продувать паром не увенчалась успехом. При увеличении мощности срабатывала аварийная защита: мигали красные фонари, помещения оглушались ревунами, наводя страх на членов эки пажа. Подобное явление уже наблюдалось при следовании в мелкобитом льду в Финском заливе, на переходе из Ленинграда в Мурманск, но этому не придавали особого значения». (П. Мирошниченко. Ветеран Арктики ледокол «Ермак». Норильск, 2013). Подобная ситуация повторялась и во время работы в Арктике. «В те чение 4-часовой вахты, - вспоминает Виктор Александрович Мизгирев, работавший на «Ленине» вахтенным механиком, - защита срабатывала 7 раз, пока не вышли на чистую воду». Будь капитан помоложе, он бы не устоял перед соблазном отличиться и первым в мире достичь северной макушки земли на надводном ко рабле. Но Павел Акимович не стал рисковать двумя сотнями жизней и дал команду возвращаться к оставленному каравану судов под опекой «Ермака». Так своевременное и правильное решение прекратить экс перимент - скачок на Полюс - предотвратило возможный Чернобыль в середине 1960 года в Арктике. «Об этой попытке стало известно Ивану Дмитриевичу Данилкину, который потом долго подтрунивал над капи таном, объясняя его неудачу тем, что тот не взял его в «историческое» путешествие, не пожелал разделить с ним славу покорителя Северного полюса», - вспоминал с улыбкой Иван Павлович Лопатин, заместитель начальника пароходства по безопасности мореплавания. 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz