Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства монтников под командованием капитанов Г.В. Драницына, Ю.К. Хлеб­ никова и В.И. Поташникова в крайне тяжелых условиях арктической зимовки был проведен успешный ремонт ледоколов на плаву с заменой поврежденных валов и винтов с поломанными лопастями. Эту немысли­ мо трудную работу они выполнили под руководством Кузнецова Степана Николаевича - главного инженера Мурманского пароходства. Весной 1959 года в Мурманск прибыл из Ленинграда первый в мире атомный ледокол «Ленин». В навигацию 1960 года он стал флагманом ле­ докольного флота. «Ленин» повел караваны судов на восток, а угольный ледокол «Ермак» стал рядовым ледоколом, и экипаж безоговорочно вы­ полнял все указания флагмана - атомного богатыря, мощность которого составляла 44 тысячи лошадиных сил и в четыре раза превосходила мощ­ ность «дедушки ледокольного флота». Итак, в конце июня 1960 года ледокол «Ермак» с флагманом атомохо­ дом «Ленин» вышли в Баренцево море, ведя за собой караван грузовых судов, направляющихся в арктические порты: Диксон, Игарку, Хатангу, Тикси. На исходе третьих суток караван подошел к мысу Желания острова Новая Земля. Прозвучала команда по радиотелефону «Акация»: «По кара­ вану - остановиться, лечь вдрейф и ждать дальнейшего указания! По всем вопросам обращаться к капитану ледокола «Ермак» Хлебникову Юрию Константиновичу!». Экипажи судов отрапортовали: «Ясно, поняли!». Атомоход «Ленин» развернулся и, набирая скорость, устремился к норду, расталкивая разреженный лед. Он шел прямо на солнце, непод­ вижно зависшее над горизонтом, за которым находился Северный полюс. «Третий штурман в это время взял пеленг для определения поправки магнитного компаса на верхнем мостике. Спустившись на ходовой мос­ тик, он подошел к капитану и высказал свое мнение: - Я полагаю, что атомоход пошел к полюсу. Капитан улыбнулся и тихо ответил: - Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь! Всю ночь караван судов с ледоколом «Ермак» лежал в дрейфе, окутан­ ный густым туманом. Утром, после подъема флага, в аппарате УКВ «Берез­ ка» раздался треск и послышалась неразборчивая речь. Через некоторое время прозвучал отчетливый вызов: - «Ермак», «Ермак», как меня слышите? Я - атомоход «Ленин». Вахтенный третий штурман взял микрофон и ответил: - Атомоход «Ленин», я - «Ермак», вас слышим хорошо. На другом конце к аппарату подошел капитан, он попросил пригла­ сить Юрия Константиновича Хлебникова... Микрофон переговорного устройства взял капитан Хлебников и, поздоровавшись со старым ледо- кольщиком, по-свойски спросил его: - Ну как, Паша, успехи в покорении полюса? Ответ был односложным: 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz