Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова и ледоколов это значило смену марки на дымовых трубах. Синяя марка за­ менялась красной с белым серпом и молотом. На ледоколах упразднили должности бухгалтеров, гидрологов и шифровальщиков. Отделу кадров было позволено принимать на работу демобилизованных моряков. Арктическая навигация 1956 года началась как обычно, но погода была на редкость неблагоприятной. Все лето дул северный ветер, при­ жимая лед к берегам Таймыра, забивая им все проходы в шхерах Минина и проливе Норденшельда. И только благодаря усилиям штаба морских операций и профессионализму экипажа «Ермака» караваны судов прово­ дились по назначению. Каждую зиму руководители пароходства и ледо­ вые капитаны писали рапорты в Москву о причинах ледовой аварийности судов в Арктике. Но все оставалось без перемен. Караваны формирова­ лись из старых, слабосильных речных судов. А ледокольное обеспечение состояло из флагмана «Ермака», ледокола «Сибиряков» и новых четы­ рехвинтовых ледоколов «Капитан Воронин» и «Капитан Белоусов». Флаг­ маном в эти годы стал ледокол «Капитан Воронин». Эти ледоколы имели носовые винты, и работать они должны были на арктическом мелководье или в устье сибирских рек, но из-за нехватки ледокольного обеспечения им приходилось работать на морских арктических трассах. В октябре ермаковцы получили радиограмму с ледокола «Капитан Воронин» с сооб­ щением о том, что ледокол попал в сжатие, не может двигаться и просит оказать ему помощь. С чувством законной гордости команда «Ермака» оказывала помощь новому, более мощному ледоколу. Теперь уже ни у кого не вызывало сомнений, что для работы в полярныхльдах нет ледоко­ ла лучше «Ермака». Он был единственным плавучим созданием, который за пятьдесят лет трудовой биографии никогда не просил помощи, а сам всегда приходил на помощь другим. За арктическую навигацию 1956 года им было проведено 225 судов с грузами. В 1956 году начальником Мурманского государственного арктическо­ го пароходства стал Иван Дмитриевич Данилкин - заслуженный капитан, классный профессионал, ранее руководивший крупными объединения­ ми морского транспорта. Кроме того, это был обаятельный, открытый и очень контактный человек, талантливый и мудрый руководитель. Глав­ ным инженером был назначен Степан Николаевич Кузнецов - прекрас­ ный морской инженер и опытный руководитель. На завершающем этапе арктической навигации 1957 года ледовая об­ становка на трассах Арктики очень осложнилась. В результате несколько транспортных судов, а также ледоколы «Капитан Белоусов», «Капитан Во­ ронин», «Сибиряков» с поврежденными корпусами и винтами вынуждены были остаться на зимовку в море Лаптевых. В управлении пароходства было принято решение провести необходимый ремонт ледоколов прямо в море, куда было доставлено все необходимое для ремонта, привлечены специалисты с судоремонтного завода. С помощью экипажей и судоре­ 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz