Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Константин Константинович Бызов был высококлассным ледокольщиком и сам, рискуя жизнью, осуществлял разведку на вертолете. В то время вер­ толет был далеко не безопасным средством ледовой разведки. Ледокол работал в Арктике до конца октября. Навигация прошла удачно. Но сле­ дует отметить, что профессионализм капитана сопровождался грубостью в отношении к подчиненным, и о его грубости были наслышаны все мо­ ряки. Однажды в отдел кадров пароходства в кабинет Александра Петро­ вича Королева - заместителя начальника службы кадров пароходства - пришел капитан К.К. Бызов и обратился к нему с вопросом: «Когда же на ледокол направят третьего водолаза?». В глубине кабинета сидел моряк, только что вернувшийся из отпуска. Александр Петрович повернулся к нему и спросил: «Товарищ Батинский, пойдете на «Ермак» матросом-водо- лазом I класса?». Матрос Батинский не задумываясь отказался, сказав, что там, на ледоколе, капитан - самодур, который запретил подавать на ужин суп и компот. Команда ропщет, а он твердит, что на ночь вредно наедаться. Услышав о себе такую характеристику от незнакомого профессиональ­ ного водолаза, Бызов заявил командирским голосом: «Товарищ Королев, не направляйте ко мне этого нахала, пусть сидит в резерве». Когда Бызов ушел, А.П. Королев спросил моряка: «Ты знаешь, кто это был? Сам капитан ледокола «Ермак»! Многие жалуются на него, но производственные пока­ затели у него отличные, хотя команда его не может терпеть за грубость». Вспоминают, что однажды после конфликта с капитаном третий помощ­ ник О. Дмитриев - моряк, получивший прекрасное воспитание и высшее образование, - списавшись с ледокола, перед уходом с судна на метро­ вом листе фанеры киноварью написал: «Бызов - самодур!». Эту фанеру он шурупами прикрепил к переборке в кают-компании. Сам Бызов запретил снимать эту вывеску, и она оставалась висеть, пока капитан не сменился. (П. Мирошниченко. Ветеран Арктики ледокол «Ермак». Норильск, 2013). Довольно успешно работали ледоколы Мурманского пароходства и в навигацию 1955 года. Ледоколы не заходили в порт Диксон бункеровать­ ся, а приемку угля впервые производили прямо в море с судов. Это значи­ тельно экономило время работы на проводке судов. Основная нагрузка по обеспечению ледовых проводок в эту навигацию легла на ледокол «Ермак», паровой ледокол «Ленин» и дизель-электроход «Лена». За нави­ гацию 1955 года «Ермак» провел во льдах 181 судно. (П. Мирошниченко. Ветеран Арктики ледокол «Ермак». Норильск, 2013). В этом году капитан К.К. Бызов получил назначение на работу в Финляндию - наблюдать за строительством новых дизель-электрических ледоколов. На капитанский мостик «Ермака» поднялся Дмитрий Николаевич Чухчин. В 1956 году на морском флоте произошли значительные перемены. Закончило свое существование Главное управление Северного морско­ го пути. Все суда и ледоколы вместе с судоремонтными предприятиями передавались в Министерство морского флота. Для транспортных судов 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz