Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова реданы ледоколы: «И. Сталин», «Ермак», «Ленин», «Ф. Литке», ледокольные пароходы: «Г. Седов», «Дежнев», «С. Леваневский», «Прончищев», «В. Руса­ нов», танкер «Ненец» и другие суда. Позже в состав флота вошли ледоколы «Красин» и «Сибиряков». «Вновь созданное Мурманское арктическое пароходство стало в оп­ ределенном смысле знаковым предприятием, символизирующим новые широкие перспективы в дальнейшем транспортном освоении нацио­ нальной трассы Севморпути», - вспоминал Л.С. Селиверстов, который в год создания Мурманского государственного морского арктического пароходства пришел работать на флот. С первых лет создания предприятия оно стало пополняться новыми современными судами ледового класса, способными решать задачи арк­ тических перевозок. Так, уже с 1954 года начали поступать с голландской верфи «Де Схельде» суда новой серии - дизель-электроходы «Лена», «Обь», «Енисей», «Индигирка», «Байкал» и др. В том же году ледокольный флот пароходства пополнился новым дизель-электрическим ледоколом «Капитан Белоусов», построенным на судостроительной верфи в Фин­ ляндии. В последующие два года были построены еще два однотипных ледокола - «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов». Во второй половине 50-х начали поступать дизель-электроходы, построенные на Николаев­ ском судостроительном заводе: «Рионгэс», «Куйбышевгэс», Цимлянскгэс», «Ангаргэс» и др. Одновременно флот пополнялся углерудовозами типа «Североморск», построенными на польских верфях. Флагманом ледокольного флота Западного района Арктики в пяти­ десятые годы был ледокол «Ермак» Мурманского морского пароходства. Весной 1953 года ледокол принял капитан Константин Константинович Бызов. До этого он 10 лет командовал ледоколами «Анастас Микоян» и «Северный Полюс». Капитан отличался умением работать во льдах и счи­ тался профессионалом высокого класса. В навигацию 1954 года усилиями инженерного состава пароходства на «Ермаке» был установлен новый радиолокатор «Нептун» и второй ра­ диопеленгатор. Зимой на верхнем мостике установили два новых дуговых прожектора с дистанционным управлением. По предложению главного инженера Чухманенко в период зимнего ремонта ледокола в сухом доке судоремонтного завода в Росте на судне установили вместительное реф­ рижераторное оборудование для хранения скоропортящихся продуктов. Таким образом, отпадала надобность возить с собой в навигацию живых свиней, коров, да и палуба больше не загрязнялась. В этом году экипаж ледокола отметил 55-летний юбилей судна. Перед началом навигации ледоколу был передан вертолет «МИ-1» и на корме ледокола была построена вертолетная посадочная площадка. В июле 1954 года «Ермак» открывал навигацию вместе с новым четырехвинтовым ледоколом «Капитан Белоусов» и транспортным судном «Лена». Капитан 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz