Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова Много полезного в постройку ледокола внес инженер А.А. Ждан-Пуш- кин. Он имел большой опыт эксплуатации, ремонта и постройки морских судов. Когда на заводе начались испытания электроручных шлюпочных лебедок, неоднократно выходил из строя самый ответственный узел лебедки - тормозная муфта, по предложению А.А. Ждан-Пушкина была изменена конструкция тормозного ролика, и муфта стала работать без­ отказно. Он вместе с технической лабораторией пароходства разработал рецепт мастики для выравнивания палубы под линолеум и конструкцию узла противопожарной системы ледокола. Следует вспомнить и о вкладе в постройку атомохода механиков группы наблюдения. И конечно, прежде всего Михаила Ивановича Чухма- ненко, работавшего длительное время главным инженером Мурманского государственного морского арктического пароходства. Когда началась постройка атомохода, руководство пароходства направило своего глав­ ного инженера в группу наблюдения. К заслугам Михаила Ивановича сле­ дует отнести его огромный вклад в работу по сборке и испытанию атом­ ных реакторов. Внедрение многих его предложений позволило улучшить эксплуатационные качества парогенераторной установки. Большую помощь строителям завода оказал инженер-механик паро­ ходства А.И. Литвинов. В прошлом военный моряк, он прекрасно владел «карандашом конструктора и гаечным ключом мастера-наладчика». Он обладал большим опытом эксплуатации паротурбинных установок. К при­ меру, по проекту 28 клапанов управления системой отсоса, уплотнения и продувания пара находились в труднодоступных местах в трюме судна. По его предложению к клапанам изготовили приводы и установили их в удобных местах. Механическая установка ледокола требовала очень высокого качес­ тва питательной воды. Уже в стадии ее монтажа проектировщикам при­ шлось согласиться с предложениями инженеров-наблюдателей Мурман­ ского пароходства. Срочно был разработан новый проект, и монтажники завода с честью выполнили сложнейшую работу. Большую работу проделал представитель группы наблюдения инже- нер-электрик Г.К. Поляков. Окончив Ленинградский электротехнический институт имени В.И. Ульянова (Ленина), он стал морским электромехани­ ком, плавал на ледоколах Мурманского пароходства. Поляков возглавил несколько межведомственных комиссий по приемке новых образцов электрорадионавигационного оборудования. Он много поработал по внедрению, испытанию и доводке нового типа морского лага. До постройки атомного ледокола «Ленин» на судах отечественной постройки не устанавливались электрические часы. Но членам экипажа очень хотелось, чтобы такие часы были в каждой каюте на ледоколе. По­ ляков перебрал десятки опытных образцов, и в результате настойчивых 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz