Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова Много полезного в постройку ледокола внес инженер А.А. Ждан-Пуш- кин. Он имел большой опыт эксплуатации, ремонта и постройки морских судов. Когда на заводе начались испытания электроручных шлюпочных лебедок, неоднократно выходил из строя самый ответственный узел лебедки - тормозная муфта, по предложению А.А. Ждан-Пушкина была изменена конструкция тормозного ролика, и муфта стала работать без отказно. Он вместе с технической лабораторией пароходства разработал рецепт мастики для выравнивания палубы под линолеум и конструкцию узла противопожарной системы ледокола. Следует вспомнить и о вкладе в постройку атомохода механиков группы наблюдения. И конечно, прежде всего Михаила Ивановича Чухма- ненко, работавшего длительное время главным инженером Мурманского государственного морского арктического пароходства. Когда началась постройка атомохода, руководство пароходства направило своего глав ного инженера в группу наблюдения. К заслугам Михаила Ивановича сле дует отнести его огромный вклад в работу по сборке и испытанию атом ных реакторов. Внедрение многих его предложений позволило улучшить эксплуатационные качества парогенераторной установки. Большую помощь строителям завода оказал инженер-механик паро ходства А.И. Литвинов. В прошлом военный моряк, он прекрасно владел «карандашом конструктора и гаечным ключом мастера-наладчика». Он обладал большим опытом эксплуатации паротурбинных установок. К при меру, по проекту 28 клапанов управления системой отсоса, уплотнения и продувания пара находились в труднодоступных местах в трюме судна. По его предложению к клапанам изготовили приводы и установили их в удобных местах. Механическая установка ледокола требовала очень высокого качес тва питательной воды. Уже в стадии ее монтажа проектировщикам при шлось согласиться с предложениями инженеров-наблюдателей Мурман ского пароходства. Срочно был разработан новый проект, и монтажники завода с честью выполнили сложнейшую работу. Большую работу проделал представитель группы наблюдения инже- нер-электрик Г.К. Поляков. Окончив Ленинградский электротехнический институт имени В.И. Ульянова (Ленина), он стал морским электромехани ком, плавал на ледоколах Мурманского пароходства. Поляков возглавил несколько межведомственных комиссий по приемке новых образцов электрорадионавигационного оборудования. Он много поработал по внедрению, испытанию и доводке нового типа морского лага. До постройки атомного ледокола «Ленин» на судах отечественной постройки не устанавливались электрические часы. Но членам экипажа очень хотелось, чтобы такие часы были в каждой каюте на ледоколе. По ляков перебрал десятки опытных образцов, и в результате настойчивых 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz