Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова С 1957 года и до окончания постройки постепенно росло количество членов экипажа, готовивших себя к эксплуатации первого в мире атом­ ного ледокола. Такая задача была поставлена руководством пароходства Группе наблюдения и экипажу судна. Поэтому моряки не только несли вахту и готовились к эксплуатации, но и участвовали в наладочных и сдаточных испытаниях механизмов. После серьезной теоретической под­ готовки и приобретения практических навыков многие молодые инжене­ ры стали затем ведущими специалистами атомного флота Мурманского морского пароходства. Среди них М.Я. Семин, В.И. Соколов, А.П. Шубин, В.А. Мизгирев и др. Все принятые на атомоход проходили практику и сдавали экзамен для работы в должности. На ледоколе по решению пароходства была создана комиссия, принимавшая экзамен у будущих специалистов атомохода. Это было вынужденное смелое и разумное ре­ шение пароходства, обоснованное необходимостью подготовки кадров для атомного флота. Атомный отсек ледокола обслуживали сами члены экипажа, возглав­ ляемые главным инженером установки Н.Р. Гурко. Начальник дозиметри­ ческой службы С.А. Огородников принимал самое активное участие в на­ ладке и подготовке приборов и механизмов для испытаний центрального отсека. Он читал лекции по специальности в Арктическом мореходном училище и на курсах повышения квалификации специалистов морского флота. Мореходки были главным источником пополнения кадров для пароходства и атомных ледоколов. «Ни для одного корабля не было еще создано столько новых типов механизмов, судового оборудования, сколько их изготовлено для атомо­ хода. 76 новых типов механизмов, около 150 образцов нового судового оборудования! Радостно сознавать, что эти механизмы и оборудование уже начинают применяться и на других вновь строящихся судах. Радует и то, что в создании новых образцов механизмов и оборудования при­ нимал деятельное участие коллектив группы наблюдения Мурманского арктического государственного пароходства Министерства морского флота СССР, внесший в ходе строительства атомохода сотни предложе­ ний, которые помогли лучше решить многие вопросы, конструктивнее оформить сложные узлы, создать больше удобств членам экипажа» - из выступления П.А. Пономарева (П.А. Пономарев, А.Н. Стефанович. Атом­ ный ледокол «Ленин». Ленинград, 1960). Много нового внесли в проектирование и строительство атомохода корабельные инженеры группы наблюдения. Самый молодой специалист группы О.Н. Никольский активно участвовал в освоении процессов гибки и сварки медно-никелевых труб. Когда оказалось, что воздушные трубы, проходящие по отсекам ледокола, быстро ржавеют, молодой инженер предложил заменить оцинковку горячей бакелизацией (бакелизация - 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz