Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства му пароходству, а, например, не Дальневосточному?» - такой вопрос я задала Виктору Александровичу Мизгиреву, который работал в первом экипаже и участвовал в приемке атомохода. «У меня нет сомнений в том, что альтернативы Мурманскому пароходству не было, потому что в послевоенный период его судами перевозилось самое большое количес­ тво грузов в Арктику, - рассказывает Виктор Александрович. - В первом рейсе атомохода «Ленин» нам пришлось спасать «иностранца». Уже не помню, чье это было судно, но в тот период иностранные суда перевозили из Игарки лес, пушнину и другую продукцию. Западный район Арктики был «перенаселен» полярными станциями. Они располагались на всех арктических островах. На многих островах сохранялись тогда и военные базы. Все эти структуры требовали всевозможного снабжения и топли­ вом, и продуктами. Наши слабенькие суда с риском выполняли огромный объем перевозок и обеспечивали всем необходимым как воинские части, так и полярников. Кроме того, на Шпицбергене работали три рудника, где трудились наши рабочие. Суда Мурманского пароходства обеспечивали их перевозку и вывозили на Большую землю шпицбергенский уголь. На востоке Арктики такого объема работ не было. Мурманск расположен вблизи научных и технических центров страны, а опыта обслуживания атомных судов в то время еще не было. Да и кадры в пароходстве рабо­ тали уникальные. Мурманские моряки были способны в любых условиях работать в Арктике». 23 декабря 1959 года в Министерстве морского флота был издан приказ за № 316 «О вводе в эксплуатацию ледокола «Ленин» следующе­ го содержания: «Атомный ледокол «Ленин» успешно закончил ходовые испытания. В соответствии с актом Правительственной комиссии по про­ ведению государственных испытаний ледокола «Ленин», образованной постановлением Совета Министров СССР от 6 ноября 1959 года, прика­ зываю: 1. Начальнику Мурманского государственного морского арктического пароходства т.Данилкину принять ледокол «Ленин» и организовать его эксплуатацию в соответствии с предложениями Комиссии, изло­ женными в акте от 11 декабря 1959 года. 2. Начальнику Управления по заказам и наблюдению за строительством флота т. Быкову, начальнику Главного управления судового хозяйс­ тва и судоремонтных заводов т. Тещуку совместно с начальником Главного управления Северного морского пути т. Афанасьевым и начальником Мурманского пароходства т.Данилкиным в месячный срок разработать и согласовать с заинтересованными организаци­ ями проект положения об эксплуатации ледокола и программу ее проведения, а также мероприятия, обеспечивающие проведение эксплуатации ледокола «Ленин» в 1960 году. Министр морского флота В. Бакаев.» 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz