Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства собранные с различных судов, а также молодые выпускники Ленинград­ ского высшего инженерного морского училища имени адмирала Макаро­ ва, часть которых прошла подготовку на специальных курсах на первой в мире атомной электростанции в Обнинске. Основную часть экипажа со­ ставляли моряки комсомольско-молодежного возраста. «В состав перво­ го экипажа входили 66 человек в возрасте до 25 лет, 63 человека - от 25 до 30 лет, 26 - от 30 до 35 лет и только 24 человека старше 35 лет». (Атомный ледокол «Ленин». 20 лет. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1980). Из разных уголков нашей страны ежедневно приходили десятки писем с просьбой зачислить в экипаж. «Во время комплектования экипажа Министерство морского флота и Мурманское пароходство были завалены письмами энтузиастов со всего Советского Союза и даже из-за рубежа с настоятельными просьба­ ми включить их в состав экипажа атомохода без материальной оплаты труда. Многие инженеры соглашались на любые рядовые должности... Владимир Иванович Тихонов (заместитель начальника пароходства по кадрам. - От автора ) привлек нас к разбору многочисленных писем. Я не знаю, где сейчас эти письма и сохранились ли они. Но это были живые документы необыкновенного патриотизма, порыва души в основном мо­ лодых людей, стремящихся принять участие в величайшем эксперименте человечества - освоении Арктики с помощью атомной энергии. Учитывая то, что Мурманское пароходство владело самым опытным плавсоставом ледокольного флота, отбирали в основном заявления специалистов атомных объектов для возможной работы с атомной паропроизводящей установкой и в службе радиационной безопасности», - вспоминал Э.С. Ве- ресоцкий - в прошлом заместитель начальника пароходства по кадрам. (Э.С. Вересоцкий. Мозаика моря. М., 2004). Огромная, кропотливая работа по комплектованию экипажа кадрами была проделана заместителем начальника пароходства Владимиром Ивановичем Тихоновым, работниками отдела кадров Эдуардом Сергееви­ чем Вересоцким и Александром Михайловичем Епифановым. Постоянно занимался и оказывал необходимую помощь им начальник пароходства Иван Дмитриевич Данилкин. Экипаж был укомплектован лучшими кадрами пароходства, однако обстановка была необычная для судового экипажа. На ледоколе было много физиков, работавших раньше в Обнинске, Челябинске, различных НИИ страны, обслуживающих и проектирующих береговые реакторы. Первые моряки-атомоходцы считали себя избранными, что делало эки­ паж порой неуправляемым. Отсутствовало единоначалие в управлении службами. На ледоколе было два главных механика: главный механик и главный механик атомной котельной установки. Служба РБ и служба КИПиА подчинялись напрямую главному механику АКУ. Это создавало 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz