Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова на кандидатуре Павла Акимовича Пономарева - известного полярно го капитана, отдавшего морскому флоту около 50 лет жизни. Капитан Пономарев подходил по всем статьям: потомственный помор, трижды награжден орденом Ленина, участник операции по спасению экспедиции Нобиле, капитан ледокола «Красин», направленного в 1927 году на спасе ние челюскинцев. Позже Павел Акимович рассказал Виталию Семеновичу Маслову - писателю, начальнику судовой радиостанции, с которым они были дружны, - что к нему в ленинградскую квартиру неоднократно при езжал заместитель министра морского флота А. Колесниченко, убеждая, что он самая подходящая кандидатура на должность капитана первого в мире атомного ледокола. Капитан отвечал категоричным отказом, объяс няя отказ недостатком грамотности и болезнью суставов. «Грамотности мы вас подучим, да и проблему вашего передвижения тоже поможем решить», - пообещал замминистра. В очередной приезд Колесниченко попросил капитана открыть оконную шторку и посмотреть на площадь перед окном. На площади стояла белая «Волга». «Она Ваша! Она будет закреплена за экипажем атомохода и будет находиться в Вашем распо ряжении», - неоднократно повторял заместитель министра морского флота Анатолий Семенович Колесниченко. Павел Акимович согласился принять судно, к которому невозможно было подступиться со старым багажом знаний. Пришлось - в такие-то годы! - садиться за книжки. Этого же опытнейший капитан потребовал от каждого, кого принимал в эки паж. А первым своим помощником, капитаном-дублером, он попросил назначить Бориса Макаровича Соколова. До этого Соколов получил пре красную морскую практику на ледоколах «В. Молотов», «Илья Муромец», «Сибиряков», ходил на дизель-электроходе «Обь» в Антарктиду. Приказом министра морского флота 4 ноября 1959 года он был утвержден дублером капитана Пономарева и уже в 1961 году вывел атомного исполина в свой первый самостоятельный рейс. Главным инженером-механиком атомохо да был назначен один из опытнейших судовых механиков Министерства морского флота Александр Калинович Следзюк. Палубную команду воз главил опытный штурман Мурманского пароходства Анатолий Матвеевич Кашицкий, атомно-механическую - инженер-механик А.В. Неупокоев, электромеханическую - инженер-электромеханик А.Н. Баранов, службу контрольно-измерительных приборов и автоматики - Ю.В. Кузнецов, радиационной безопасности - Ю.С. Огородников, медицинскую - врач- терапевт Николай Степанович Лисицын. К 15 сентября 1959 года, т. е. к началу ходовых испытаний, экипаж был укомплектован и насчитывал 210 человек (затем экипаж был сокращен до 171 человека), которые во время строительства и швартовых испытаний атомной энергетической установки и ледокола получили первый опыт работы на атомоходе. Это были лучшие люди Мурманского пароходства, 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz