Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства средняя годовая доза, которую получал персонал атомного отсека, в три раза меньше, чем общепринятая норма. Построив первый в мире атом­ ный ледокол, советские ученые и кораблестроители внесли огромный вклад в развитие морского флота России. Опасаться атомного ледокола не приходилось и окружающим. Уже во время первого плавания, когда «Ленин» из Балтийского моря шел в Мурманск, его сопровождал датский сторожевой катер. Он добросовест­ но проверял, не содержится ли в тех 36 тоннах воды, которые ледокол ежечасно всасывает из моря для охлаждения своих механизмов и вновь выбрасывает обратно, радиоактивных частиц больше положенного. Датские, шведские, норвежские и американские самолеты низко про­ летали над грот-мачтой и наружным выходом вентиляционного трубо­ провода реакторного отсека и брали пробы воздуха. Ничего недозволен­ ного обнаружено не было. Убедились: не содержалось! Все это результат плодотворной работы советских специалистов. История экипажа, как и история ледокола, создавалась в Мурманском государственном морском пароходстве. Представители пароходства прибыли на Адмиралтейский судостроительный завод в то время, когда только началась закладка первых секций атомного ледокола. На глазах моряков-инженеров пароходства вырастал корпус корабля, собирались секции ледокола, готовились детали для машин, уточнялись чертежи в проектных конструкторских бюро. Заложен ледокол был на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде 24 августа 1956 года, а 5 декабря 1957 года он был спущен на воду. И через два года, 15 сентября 1959 года, он вышел на ходовые испытания в Финский залив. В выполнении сроков создания атомохода велика роль моряков пароходства, которые активно участвовали в его строительстве. Подбор кадров для экипажа атомного ледокола в пароходстве начался уже в 1957 году. Мурманское морское пароходство направляло на стро­ ящийся ледокол лучших представителей флота, а также молодых выпуск­ ников высших инженерных морских училищ. Главные специалисты были уже рекомендованы создателями атомохода, научным руководством во главе с известным ученым, академиком, президентом советской Акаде­ мии наук Анатолием Петровичем Александровым. Он принимал личное участие в подборе специалистов для руководства службами атомохода. Работать на первом атомном было очень престижно. Даже специалисты с высшим образованием, совершенно не знакомые с морем, считали, что работать на атомоходе не только престижно, это еще и легкое получение квартиры, машины, и что блага на моряков-атомоходцев будут сыпаться, как из рога изобилия. Вопрос подбора капитана решался на уровне Министерства морского флота. Пароходство предложило несколько кандидатур. Остановились 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz