Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова Вернувшись в Америку, Риковер доложил сенату, что, по результатам его наблюдений, советский ледокол будет введен в эксплуатацию не раньше чем через два года. Атомная установка ледокола несовершенна и требует серьезных доработок. Но Риковер ошибся в своих расчетах, и когда это выяснилось, конгресс вынес ему порицание за дезинформацию. Ядерная энергетическая установка советского атомохода была смон­ тирована в 1958-1959 годах, а б августа 1959 года планировалось осу­ ществить физический пуск ядерного реактора. В это время у ученых и строителей начались первые неприятности. Провели работы по монтажу корпуса реакторов - реакторы не запускались. Инженеры и ученые не могли понять причину. И тогда Александров посоветовал обратиться к опытным рабочим. Он обещал наградить рабочих в случае выяснения причин отказа и решения поставленной задачи. Оказалось, что внутрь по­ пала некачественная изоляция, и через три дня причина была устранена. Александров выполнил свое обещание, рабочим была выдана денежная премия каждому по 5 тысяч рублей. Одним словом, ледокол строили настоящие мастера - гордость завода и всей России. В атомные котлы на 4 года было загружено ядерное топливо. Его общая масса была равна массе объема заряда атомной бомбы. Творцы первого атомного ледокола были спокойны и уверены в успехе своего детища. Но неспокойны были жители Ленинграда. Все механизмы жизнедеятельности корабля снаб­ жались с берега. Никто не решался отключить их, боялись взрыва. С утра 15 сентября 1959 года у заводского достроечного причала на набережной Невы собрались сотни людей. На помощь ученым и строителям пришло обычное ленинградское наводнение. Подъемом невской воды судно оторвало от причала и понесло течением. Вот тогда капитан Пономарев без всяких согласований дал команду включить реакторы, и 15 сентября атомоход самостоятельно вышел на ходовые испытания в Финский залив. Атомный реактор мощностью 44 тысячи лошадиных сил легко понес атом­ ного великана по чистой воде. К сожалению, случилось непредвиденное: при первой встрече с тонким льдом атомоход попал в непредсказуемую ситуацию. По проекту ученых реактор должен был охлаждаться через бортовые отверстия холодной забортной водой. Но вскоре они забились мелкими осколками льда, который моряки называют шугой. Сработала аварийная защита, и машины встали. Подобная ситуация на атомоходе повторялась и во время работы в Арктике. В нашей стране нашлось все необходимое для постройки мощного богатыря. Советские конструкторы, рабочие и инженеры смогли сделать все, что требовалось для ледокола. Они приложили все усилия, чтобы свести до минимума невидимую ползучую опасность радиоактивного облучения. В результате их большой работы систематические измерения с помощью индивидуальных дозиметров на «Ленине» показывали, что 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz