Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова го воздействия радиации. Опыта не хватало. Всего два-три года прошло со времени пуска первой атомной электростанции, а уже необходимо было создать электростанцию не только во много раз большей мощности, но и компактную, совершенно безопасную и надежную, способную выдержать перегрузки, вибрации, удары, качку и все, что может случиться во время плавания по Северному Ледовитому океану. Потребовалось спроектиро­ вать уникальное энергетическое оборудование, построить корпус небы­ валой прочности, добиться полной автоматизации процессов управле­ ния энергетической системой судна. Ученые различных городов страны успешно выполнили все расчеты и передали готовый проект рабочим и инженерно-техническим работникам Адмиралтейского завода. Ученые не боги, но сделали, казалось бы, невозможное! Много сил и знаний отдано ледоколу Героем Социалистического Труда, членом-корреспондентом Академии наук СССР Николаем Сидоровичем Хлопкиным, доктором технических наук, лауреатом Ленинской премии Борисом Георгиевичем Пологих. У истоков рождения ледокола стояли известные ученые и конструкторы Советского Союза: главный конструк­ тор В.И. Неганов, ведущие конструкторы Б.Я. Гнесин, А.Н. Василевский, А.И. Брандаус, конструкторы А.П. Калинин, Р.Ю. Фрейман, Н.А. Агафонов; создатели первой судовой атомной установки И.И. Африкантов, А.М. Ша- матов, Е.Н. Черномордик и др. Научное руководство осуществлялось выдающимся советским ученым, академиком, президентом Академии наук СССР, трижды Героем Социалистического Труда Анатолием Пет­ ровичем Александровым. Атомоход «Ленин» - это его детище. Под его руководством разрабатывался ядерный реактор ледокола. К 1955 году проект был готов, и в сентябре того же года адмиралтейцы приступили к строительству трехреакторного ледокола «Ленин». Его создателя Анато­ лия Петровича Александрова и капитана Бориса Макаровича Соколова весь период их жизни связывали тесные дружественные отношения. На 25-летие атомохода Анатолий Петрович приезжал в Мурманск, чтобы вместе с коллективом Мурманского пароходства отметить юбилей своего детища - первого в мире атомного ледокола. С 4 на 5 декабря 1957 года заводчане запланировали спустить ледокол на воду. В спуске ледокола принимали участие несколько сотен заводских рабочих. На носовой части установили якоря, которые удерживали судно. При спуске «Ленина» была нарушена морская традиция крещения, когда разбивается бутылка о борт новостроя. На «Ленине» бутылку не разбива­ ли, так как посчитали это кощунством по отношению к имени вождя ми­ рового пролетариата. «Носовые стрелы долой, кормовые стрелы долой! Отдать курки! Спусковой команде приготовиться!» - прозвучало в возду­ хе. В 12 часов дня атомный ледокол сошел со стапеля, и на корме взвился флаг СССР. Когда атомоход входил в воду, раздалось звонкое «Ура!». 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz