Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова го воздействия радиации. Опыта не хватало. Всего два-три года прошло со времени пуска первой атомной электростанции, а уже необходимо было создать электростанцию не только во много раз большей мощности, но и компактную, совершенно безопасную и надежную, способную выдержать перегрузки, вибрации, удары, качку и все, что может случиться во время плавания по Северному Ледовитому океану. Потребовалось спроектиро вать уникальное энергетическое оборудование, построить корпус небы валой прочности, добиться полной автоматизации процессов управле ния энергетической системой судна. Ученые различных городов страны успешно выполнили все расчеты и передали готовый проект рабочим и инженерно-техническим работникам Адмиралтейского завода. Ученые не боги, но сделали, казалось бы, невозможное! Много сил и знаний отдано ледоколу Героем Социалистического Труда, членом-корреспондентом Академии наук СССР Николаем Сидоровичем Хлопкиным, доктором технических наук, лауреатом Ленинской премии Борисом Георгиевичем Пологих. У истоков рождения ледокола стояли известные ученые и конструкторы Советского Союза: главный конструк тор В.И. Неганов, ведущие конструкторы Б.Я. Гнесин, А.Н. Василевский, А.И. Брандаус, конструкторы А.П. Калинин, Р.Ю. Фрейман, Н.А. Агафонов; создатели первой судовой атомной установки И.И. Африкантов, А.М. Ша- матов, Е.Н. Черномордик и др. Научное руководство осуществлялось выдающимся советским ученым, академиком, президентом Академии наук СССР, трижды Героем Социалистического Труда Анатолием Пет ровичем Александровым. Атомоход «Ленин» - это его детище. Под его руководством разрабатывался ядерный реактор ледокола. К 1955 году проект был готов, и в сентябре того же года адмиралтейцы приступили к строительству трехреакторного ледокола «Ленин». Его создателя Анато лия Петровича Александрова и капитана Бориса Макаровича Соколова весь период их жизни связывали тесные дружественные отношения. На 25-летие атомохода Анатолий Петрович приезжал в Мурманск, чтобы вместе с коллективом Мурманского пароходства отметить юбилей своего детища - первого в мире атомного ледокола. С 4 на 5 декабря 1957 года заводчане запланировали спустить ледокол на воду. В спуске ледокола принимали участие несколько сотен заводских рабочих. На носовой части установили якоря, которые удерживали судно. При спуске «Ленина» была нарушена морская традиция крещения, когда разбивается бутылка о борт новостроя. На «Ленине» бутылку не разбива ли, так как посчитали это кощунством по отношению к имени вождя ми рового пролетариата. «Носовые стрелы долой, кормовые стрелы долой! Отдать курки! Спусковой команде приготовиться!» - прозвучало в возду хе. В 12 часов дня атомный ледокол сошел со стапеля, и на корме взвился флаг СССР. Когда атомоход входил в воду, раздалось звонкое «Ура!». 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz