Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства атомной энергетики. Здесь проверяли свои расчеты физики, энергетики, металлурги, специалисты по радио и электронике, машино- и приборо­ строению. Почетная и ответственная задача постройки первого в мире атомного ледокола была возложена на коллектив судостроительного завода имени Андре Марти, который в 1957 году переименован в Адмиралтейский су­ достроительный завод. Ленинградские адмиралтейцы не только радова­ лись, но и гордились оказанным им доверием: ведь им поручалось новое, необычное дело, и его следовало выполнить с честью. Закладка ледокола «Ленин» на заводе состоялась 24 августа 1956 года. Коллектив Адмиралтейского завода знал, что справиться с этим важным заданием правительства будет нелегко. Ни в одной стране такого судна еще не строили. Учиться было не у кого. Предстояло в тесном содружест­ ве с нашими учеными впервые разрешить ряд сложных технических про­ блем. Рабочие и инженеры этого предприятия корпус атомного богатыря собирали из отдельных секций. Главный конструктор Василий Иванович Неганов понимал, что успех работы ледокола во льдах будет во многом зависеть от обводов носовой части корпуса, поэтому придавал его раз­ работке огромное значение. Форма обводов корпуса отрабатывалась в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследова­ тельского института. Обшивка корпуса изготовлялась из высокопрочной стали. Рабочие бригады сборщиков и сварщиков соревновались, кто лучше и качественнее выполняет свои обязанности. Судовые турбины создавались на Кировском заводе, главные турбогенераторы для ледо­ кола строил Харьковский электромеханический завод, гребные электро­ двигатели - ленинградский завод «Электросила» и т. д. Уже в первые дни закладки атомохода на строительных площадках можно было увидеть моряков Мурманского морского пароходства - членов будущего экипа­ жа, ведь со сложными механизмами следовало знакомиться еще до того, как их установят. Сварить из специальных сортов стали корпус, способный выдержать самое сильное сжатие льдов, с каким только можно столкнуться в Аркти­ ке, перегородить этот корпус водонепроницаемыми переборками и на основе испытаний в экспериментальном бассейне придать его носовой части форму, обеспечивающую наиболее действенное давление на лед, подготовить средства навигации и связи новейшей конструкции - это было лишь начало создания ледокола. Основные трудности возникли при конструировании атомного двигателя. Перед учеными, проектировавши­ ми атомоход, возникла проблема - как разработать компактную атомную энергетическую установку, которая бы обладала высокой мощностью, большой живучестью в условиях качки, ударных нагрузок и вибрации. Требовалось обеспечить безопасность членов команды судна от вредно­ 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz