Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова занималась разработкой данного проекта. А спустя год решением Совета Министров СССР № 2840-1203 от 28 ноября 1953 года приступили к про ектированию и постройке атомного ледокола. Государство поставило пе ред учеными труднейшую задачу - создать совершенно новый корабль, который вместе с тем не остался бы только прототипом, только экспери ментальной моделью судна. Необходимо было сконструировать ледокол, который решительно превосходил бы всех своих предшественников, который бы позволил ускорить прохождение караванов по Северному морскому пути, продлить срок навигации, расширить трассу судоходства, включив в нее ранее недоступные области Арктики, и сделать возможны ми научные экспедиции в любую часть Ледовитого океана. Таким требо ваниям мог полностью соответствовать лишь ледокол с атомным двигате лем. По инициативе Александрова и при его участии были разработаны и построены судовые энергетические установки для атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». Атомная установка будущего атомохода «Ленин» проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Это был выдающийся со ветский ученый, конструктор и организатор работ по созданию ядерных реакторов и оборудования для атомной промышленности, гражданского и военно-морского флота, доктор технических наук, лауреат Ленинской и Сталинской премий, основатель, начальник и главный конструктор (с 1951 г.) Нижегородского опытного конструкторского бюро машино строения (ОКБМ). За создание реакторной установки первого атомного ледокола «Ленин» И.И. Африкантову в 1960 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. Кстати, его сын Игорь Игоревич Африкантов много лет работал в Мурманском пароходстве старшим инженером-опе- ратором ядерной установки на атомных ледоколах. В проектировании ледокола принимали участие десятки научно-ис- следовательских институтов и проектно-конструкторских организаций. Московские, горьковские и харьковские ученые были причастны к стро ительству ледокола, как и ленинградские. В его основу был положен про ект разработанного ранее паротурбинного ледокола. Всего к постройке атомного ледокола «Ленин» было привлечено 30 научно-исследователь- ских институтов, 60 конструкторских бюро и более 200 промышленных предприятий. Руководил этой объемной работой физик Анатолий Петро вич Александров, отец первой атомной подводной лодки, которая была принята на вооружение годом ранее. Кроме того, следует отметить, что строительство ледокола было общенародным, ледокол создавался всей страной. Советские ученые первыми в мире разработали проект самого крупного и мощного ледокола, решив проблему использования атомной энергии на морском транспорте. Стапель, на котором строился атомо ход, стал прекрасной лабораторией для ученых, работающих в области 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz