Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства затем стал заместителем начальника отдела, главным конструктором ЦКБ № 4 Балтийского завода. В 1940 году за создание первого советского арк тического линейного ледокола «И. Сталин» (ледокол работал в Мурман ском пароходстве, а в 1961 году переименован в «Сибирь». - От автора ) награжден Сталинской премией. В годы Великой Отечественной войны (с 1942 года) Неганов являлся членом правительственной закупочной комиссии СССР в США по ленд-лизу, занимался вопросами приемки судов, приобретенных для Советского Союза. С 1946 года он - главный конструк тор ледокола проекта 90, начальник и главный конструктор специального конструкторского бюро № 194. Наработки В.И. Неганова по проектиро ванию ледокольных судов с дизель-электрической силовой установкой были реализованы на серии дизель-электрических ледоколов типа «Мос ква», построенных по заказу СССР в Финляндии в 1960-х годах. В начале 50-х годов Василий Иванович работал главным конструктором военных сторожевых кораблей в Калининграде. В 1953 году вернулся в Ленинград. В.И. Неганов - доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Государственной премий. Этот выдающийся инже нер и ученый в 1954 году стал главным конструктором первого в мире атомного ледокола «Ленин». За разработку атомного реактора отвечал академик Академии наук СССР Игорь Васильевич Курчатов - трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий СССР, награжденный пятью орденами Ленина, другими орденами и медалями, в том числе Серебряной медалью Мира имени Жолио-Кюри. Академик Курчатов занимает особое место в науке XX века и в истории нашей страны. Ему, выдающемуся физику, принадлежит исключительная роль в разработке научных и научно-технических проблем овладения ядерной энергией в Советском Союзе. Разработка проблем мирного использования ядерной энергии была главным делом его жизни. В каюте капитана атомохода «Ленин» Бориса Макаровича Соколова постоянно висел портрет этого замечательного ученого, одного из создателей первого в мире атомного ледокола. И капитан при посещении его каюты школьниками всегда спра шивал: «Кто изображен на этой фотографии?». И если кто-то угадывал, то Соколов пророчил ему завидное будущее в развитии ядерной энергии. В 1952 году Игорь Васильевич Курчатов сообщил Анатолию Петровичу Александрову, что в правительстве решается вопрос о создании атомной энергетической установки для гражданского надводного судна. И на должность руководителя проекта рассматривается его, Александрова, кандидатура. Через небольшой промежуток времени это произошло, и Анатолий Петрович официально стал главным разработчиком проекта атомной энергетической установки первого атомного ледокола. Под его руководством была сформирована рабочая группа ученых, которая 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz