Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова В настоящее время в средствах массовой информации можно встре тить высказывания о том, что проект первого атомного ледокола был украден советскими разведчиками в Соединенных Штатах, но нельзя согласиться с такими суждениями. Обратимся к истории ядерных раз работок в нашей стране. Под руководством Игоря Курчатова Советский Союз вел свои научные программы в ядерной физике еще с конца 30-х го дов прошлого столетия, и вполне в этом преуспел. Так, первый в Москве циклотрон (его называют прадедушкой современного коллайдера) был создан в 1944 году, первая советская атомная бомба - в 1949-м, первая в мире термоядерная бомба - в 1953-м, первая в мире промышленная атомная электростанция - в 1954-м, первый в мире атомный реактор для подводных лодок - в 1958 году. И только потом был создан атомный ледокол «Ленин». Этого всего по украденным у американцев чертежам не сделаешь. А вот два крупнейших советских физика-ядерщика - Георгий Анато льевич Гамов и Лев Владимирович Мысовский эмигрировали из нашей страны в США. Гамов известен в научных кругах своими работами по кван товой механике, атомной и ядерной физике. Он являлся автором первой количественной теории альфа-распада, одним из основоположников теории «горячей Вселенной» и одним из пионеров применения ядерной физики, а Лев Владимирович Мысовский совместно с Игорем Васильеви чем и его братом Борисом Васильевичем Курчатовыми открыли (1935 г.) ядерную изомерию у искусственно радиоактивных ядер. Мысовский - один из первых физиков, выдвинувший (1922 г.) идею создания ускори теля заряженных частиц. В 1932 г. по инициативе Мысовского в Радиевом институте было начато строительство первого большого советского цик лотрона, который был запущен в 1936 г. Оба эти ученые эмигрировали в США, увозя с собой бесценный опыт по строительству циклотрона, что позволило США развивать свою ядерную физику. На смену эмигрировавшим ученым пришли молодые ученые-физики и знающие свое дело инженеры-кораблестроители. Для разработки про екта атомного ледокола нужен был хороший, опытный корабел. Выбор пал на Василия Ивановича Неганова. Этот специалист знал, как построить атомоход. В 1925 году он работал учителем физики и математики в Мур манской объединенной школе 1-й и 2-й ступени. В 1926 году по путевке Мурманского губернского комитета ВЛКСМ поступил вЛенинградский по литехнический институт на кораблестроительный факультет. С 1928 года, параллельно с учебой в институте, работал в конструкторском бюро Балтийского завода, принимал участие в проектировании первых оке анских кораблей-лесовозов. В 1931 году после окончания института был назначен старшим инженером-конструктором в Центральное конструк торское бюро по проектированию транспортных судов «Судопроект», 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz