Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства бункеровки дизельных ледоколов в Диксоне или Певеке в несколько раз превышает стоимость бункеровки на традиционных маршрутах транс портных судов. И во-вторых, атомоходы не испытывали никаких сложнос тей с заходом в порты, находящиеся на трассе Северного морского пути. Атомный ледокол использует очень небольшое количество ядерного топлива, около 300 граммов в сутки, и дальность расстояния для такого судна не препятствие. Ученые подсчитали, что атомный ледокол будет расходовать в сутки ядерного горючего столько, сколько уместится в спи чечном коробке. Атомному ледоколу для проведения полной арктичес кой навигации достаточно 11 килограммов урана-235, а дизель-электри- ческий ледокол такой же мощности поглотит за это время 50 тысяч тонн нефти. Ему придется несколько раз прерывать плавание и пополняться топливом либо в порту, либо прямо в море со специального танкера. Таким образом, теряется часть навигационного времени. Кроме того, в советской Арктике не было иностранных портов и территорий и не надо было запрашивать разрешение на заход в чужой порт, так как это исконно русские территории. Атомный ледокол был в разы мощнее дизельных, поэтому появление его на трассах Арктики должно было изменить такти ку плавания по Северному морскому пути, способствовать расширению сроков навигации. Атомная энергетическая установка могла обеспечить ледоколу автономность работы круглый год. Атомоход практически должен был иметь неограниченный район плавания. Первому атомному ледоколу предстояло осуществлять проводку караванов судов по достав ке народнохозяйственных грузов во все пункты Арктики, а также угля и никелевой руды на Большую землю. Учитывая это, Совет Министров СССР 20 ноября 1953 года принял решение о строительстве атомного ледокола и поручил его разработку Центральному конструкторскому бюро «Айс берг», которое с 1947 года занималось проектированием ледоколов и судов для Арктики. В течение двух лет, с 1953-го по 1955-й, учеными из Центрального конструкторского бюро-15 (ныне ЦКБ «Айсберг») разрабатывался проект номер 92 (кодовое название атомохода). Тогда же, осенью 1953 года, Сов мином СССР было принято решение о названии нового судна. Именем пролетарского вождя революции Владимира Ленина должен был назы ваться первый на всей планете атомный ледокол, работающий на энергии мирного атома. На XX съезде КПСС, проходившем 14-25 февраля 1956 года, было впервые официально заявлено о том, что принято решение построить «ледоход» нового класса для работы в Арктике с мощной атомной энер гетической установкой. Речь шла о создании такого судна, которое около 4 лет сможет работать в Арктике без захода в порты за топливом. Особо было подчеркнуто, что необходимость в таком ледоколе ощущается очень остро. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz