Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова Мурманское пароходство у истоков атомного флота Задача для богов История первого в мире атомного ледового исполина началась задол­ го до подъема на его борту Государственного флага СССР. Строительство такого ледокола было вызвано насущными потребностями экономики СССР. Моря Северного Ледовитого океана зимой покрываются тяжелыми льдами, поэтому плавание судов по арктическим трассам еще в середине XX века было недолгим из-за маломощности паровых и дизельных ле­ доколов. Небольшая мощность энергетических установок не позволяла судам форсировать тяжелые льды ранней весной и поздней осенью, в условиях сильного сжатия и низких температур. Кроме того, паровые и дизельные ледоколы не могли длительное время работать без заходов в порты для бункеровки. Автономность паровых ледоколов в то время составляла всего 2-4 недели, хотя запасы топлива на них достигали 30% водоизмещения. Естественно, они не могли далеко уходить от своих пунктов снабжения. Даже самые современные в тот период ледоколы с дизельной установкой имели запасы топлива на 30-40 суток работы су­ довых механизмов на полной мощности. За час такие ледоколы сжигали до 3 тонн нефти. Запаса топлива действующим дизельным ледоколам хватало максимум на месяц хода, что было недостаточно для осуществле­ ния арктической навигации. К тому же бункеровка дизельного топлива в Арктике в несколько раз дороже бункеровки на традиционных трассах. Ценовая составляющая соляра в арктических портах резко повышалась из-за доставки и становилась сопоставимой с ядерным топливом. И все же создание ледоколов с дизельной энергетической установкой позволи­ ло увеличить автономность работы примерно до 50 суток. Но в суровых условиях Арктики и этого недостаточно. Были случаи, когда караваны судов зимовали в полярных льдах только потому, что запасы топлива на ледоколах иссякали раньше времени. Требовались ледоколы, которые могли бы сопровождать караваны судов более продолжительное время. Поэтому внедрение атомной энергетики на морском флоте было нача­ то на ледоколах не случайно. Решение о применении атомной установки именно на ледокольных судах, работающих в Арктике, научно обосно­ ванно. Во-первых, это экономически целесообразно: ведь стоимость 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz