Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства ледокол «50 лет Победы». К тому времени уже и «Ямал» бы подошел к критической точке, т. к. он оставался в эксплуатации почти один, и естес­ твенно, интенсивность его использования увеличивалась, а назначенный ресурс стал бы интенсивно вырабатываться. Первый пилотный проект по продлению энергоресурса был осуществлен на атомоходе «Арктика». Им мы занимались с 1999 года по 2003 год. Тогда был выполнен комплекс работ, начиная от общесудовой части с предъявления Регистру в объеме пятилетнего цикла, а также произведена большая работа по продлению ресурса непосредственно реакторной установки на соответствие требо­ ваний существующих на тот момент федеральных норм и правил в облас­ ти использования ядерной энергии. Это были установленные дополни­ тельные системы по проливке, по автоматике. Много было дополнитель­ но установлено новых систем с точки зрения обеспечения безопасности реакторной установки. Ранее этого не было, т. к. проект ледокола созда­ вался в 70-е годы и там другие были требования. Пароходство успешно занималось проблемой продления ресурса действующих атомных ледо­ колов вплоть до передачи ледокольного флота другому оператору. Тяжело мы жили примерно до 2003 года, затем стало несколько легче, пока, опять же благодаря инициативе пароходства, не были пересмотре­ ны в сторону увеличения тарифы на проводку судов в Арктике. И только последние три-четыре года периода доверительного управления ледо­ кольный флот начал зарабатывать и самостоятельно обеспечивать свои затраты. Даже были в плюсе. Но эту прибыль должны были в соответствии с договором доверительного управления перечислять в федеральный бюджет. А когда строился «50 лет Победы», то пароходство обеспечивало персоналом как сдаточную команду, которая была у Балтийского завода, так и нашу. В ответ на повышение тарифов за проводку транспортных судов ОАО «Норильский никель» стал строить свои суда ледового класса. С точки зрения хозяйственника необходимо было досконально взвесить все плюсы и минусы, прежде чем начинать строительство таких судов. Но результат своих действий они почувствовали уже сейчас. Без ледоко­ лов все равно не обходятся. Вот и платят за проводку, за обслуживание, за топливо, да и зарплаты морякам тоже надо выплачивать регулярно. А ра­ бота у моряков связана с риском для жизни, поэтому они должны иметь достойную оплату труда. За год до окончания срока доверительного управления началась че­ реда проверок пароходства на предмет эффективного использования го­ сударственной собственности. Что же касается проверок Счетной палаты, то ревизоры нас просто доставали. Два раза в год (осенью и весной) они проводили ревизии пароходства. Проверяло нас Контрольное управле­ ние при Президенте РФ, и кроме того, налоговая инспекция, транспорт­ ная прокуратура, транспортная милиция, шли проверки друг за другом. 349

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz