Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства и три дня, т- е.до25 сентября 2008 года. Из них почти 14 лет в плавсоставе непосредственно на атомных ледоколах. Начинал на атомном ледоколе «Ленин». В этом экипаже я прошел школу своего становления, набрался опыта, сформировался как специалист. В экипаже для меня капитан Соко­ лов Борис Макарович был эталоном поведения по отношению к людям, порученному делу и к ледоколу. Виктор Александрович Мизгирев - главный инженер-механик - очень великодушный человек и преданный флоту, высокопрофессиональный специалист. Много можно назвать высококлассных, порядочных моряков-атомщиков, которые стояли у истоков зарождения гражданского атомного флота. У них я учился жить и работать. Когда «Ленин» вывели из эксплуатации в 1989 году, то я перешел на атомный ледокол «Таймыр», а в 1996 году был переведен на береговую работу в управление атомного флота Мурманского морского пароход­ ства и непосредственно занимался техническим обслуживанием атомных ледоколов. Сейчас принято говорить: занимался техническим менедж­ ментом атомных судов. 12 лет я работал в управлении атомного флота Мурманского пароходства и последние 5 лет в должности технического директора. В связи с тем что российское законодательство не позволяло более десяти лет выполнять функции доверительного управляющего государственной собственностью (первый договор доверительного уп­ равления между Мурманским морским пароходством и Министерством имущества был заключен 27 августа 1988 года), 27 августа 2008 года мы передавали атомные суда другому оператору. В другую организацию я не хотел переходить, уволился из пароходства и уехал в Санкт-Петербург. Самое сложное время в период работы атомных судов в составе флота Мурманского пароходства было с середины 90-х годов до 2003 года. Это примерно 8-9 лет, когда грузопоток в Арктике упал более чем в шесть раз, а содержание ледоколов значительно выросло. Если бы этот гру­ зопоток в 6 млн тонн в год сохранился, то финансов, которые атомный флот мог зарабатывать при перевозках, было бы достаточно на его со­ держание. Но при грузопотоке менее 1 млн тонн финансовые проблемы встали во весь рост. Надо было содержать атомоходы, платить зарплату морякам. У пароходства возникла проблема. Транспортные суда были приватизированы, а атомные суда, поскольку не подлежат приватизации как объект использования атомной энергии, остались государственны­ ми. Но государству тогда было не до атомных ледоколов. Моряки были брошены, а поскольку это были люди, выросшие в пароходстве, много лет работавшие на судах этой судоходной компании, то Мурманское пароходство не могло оставить моряков, которые совершали в Арктике чудеса героизма, специалистов уникального флота России. В пароходстве эту проблему восприняли с пониманием, нельзя было разделять моряков на транспортников и ледокольщиков, ведь почти все совмещали работу 347

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz