Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Диксонского районного управления Главсевморпути и т. д. Диксонское районное управление входило в состав Мурманского государственного морского арктического пароходства. Основной его задачей было обес печение безаварийной работы судов в условиях ледовой обстановки в Западном секторе Арктики. Вся советская Арктика в тот период делилась на два района: Западный и Восточный. Граница между этими районами проходила по меридиану 125 градусов восточной долготы. Герман Николаевич Елькин, работавший в те годы диспетчером в штабе морских операций, вспоминает: «Штаб морских операций рас полагался на восточном берегу острова Диксон в двухэтажном здании. На первом этаже располагались только подсобные помещения. На вто ром был большой рабочий зал для всех работников штаба и посетителей. Были на втором этаже также комната секретаря, помещение первого отдела и ряд жилых комнат для работников штаба. Рабочий зал был хоро шо оборудован. В зале имелась аппаратура громкой связи, которая поз воляла руководству штаба переговариваться с капитаном любого судна, находившегося в Западном секторе Арктики. Правда, пользовались этой аппаратурой только в экстренных случаях. В остальных случаях связь с судами и самолетами осуществлялась через радиоцентр с помощью радиограмм. Диспетчерские совещания проводились на первом этаже, в рабочем зале, где висела огромная, красочная карта Северного морского пути. На стенах рабочего зала висели графики, указывавшие плановые сроки выхода судов с грузом из базовых портов. К карте прикреплено множество разноцветных флажков-фишек, показывающих географичес кое положение судов, находящихся на Арктической трассе. На настенной карте с использованием фишек отображались два раза в сутки (на 03 часа и 15 часов московского времени) места нахождения судов в Западном и Восточном секторах Арктики. На большом столе, расположенном посре ди зала, также располагалась географическая карта с нанесенной ледо вой обстановкой арктических морей. Наносили ледовую обстановку на карту инженеры-гидрологи. Это делалось регулярно - после проведения по заданию Михаила Васильевича Стрекаловского ледовой разведки. Ледовая обстановка в морях фиксировалась инженерами-гидрологами и капитанами-наставниками во время разведывательных полетов. Об лет моря при ледовой разведке осуществлялся на самолетах полярной авиации. Летали часто на малых высотах из-за недостаточной видимости и низкой облачности. Дело это сложное и опасное. Поэтому самолетами управляли известные полярные летчики. Среди них были: И.П. Мазурук, М.И. Козлов, А.А. Лебедев, И.И. Черевичный и др. Летчики в штаб заходи ли редко, но в штабе постоянно находился их представитель, с которым они держали связь. Карта с нанесенной ледовой обстановкой и прогнозы погоды позволяли штабу морских операций принимать правильные ре шения по движению транспортных судов и ледоколов в Арктике». 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz