Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова В коллективе считали, что действия ревизоров объясняются тем, что на трассах Северного морского пути появилась грузовая база и для пере­ возки грузов требовались ледоколы. Атомный флот с 1991-го по 2002 год был убыточным, и у него не было перспектив. У ледоколов не было рабо­ ты, и они простаивали у причалов РТП «Атомфлот». Их необходимо было поддерживать в технически исправном состоянии, закупать ядерное топливо, стоявшее миллионы долларов, выплачивать немалую зарплату морякам, а кроме того, решать проблемы отработавшего ядерного топли­ ва, представляющего реальную опасность для экологии и жителей целого региона России. Тогда при минимальном финансировании государством собственного атомного флота Мурманское пароходство вынужденно взяло на свои плечи все расходы. Связанная кровными нитями с забытым государством атомным флотом, компания посчитала необходимым сохра­ нить уникальный отечественный флот, который она вынянчила, научила работать и направила его усилия на освоение Арктики. Атомные суда и их экипажи с 1959 года были частью коллектива, а потому компания не смогла «кинуть» более двух тысяч моряков, одинаково работавших на судах как атомного, так и транспортного флота. Пароходство, которому не позволили акционировать атомные ледоколы и все, что было связано с их функционированием, могло еще в 1993 году, когда было создано ак­ ционерное общество, оставить потенциально опасный атомный флот и его специалистов на выживание. Пароходство же продолжало содержать и атомоходы, и их экипажи, несмотря на то что они перестали входить в состав его коллектива. В трудные для компании 90-е годы моряки атомных ледоколов, за­ бывая про акционирование, продолжали считать себя работниками Мурманского пароходства, требовали регулярной выплаты зарплаты, получали средства на поддержание технического состояния судов и дру­ гие нужды. И коллектив пароходства, невзирая на то что ледоколы уже не принадлежат компании, содержал их так же, как и транспортные суда, со­ вершавшие зарубежные рейсы и зарабатывавшие валюту для компании. Моряки транспортных судов никогда не организовывали акции протеста против финансирования компанией атомоходов. Более десяти лет па­ роходство продолжало поддерживать суда и экипажи атомных ледоко­ лов. Прошло десятилетие, в стране произошли позитивные изменения. Атомные суда, официально находившиеся в доверительном управлении, специалисты пароходства содержали в технически исправном состоянии, и в двухтысячные годы они в полной мере обеспечивали проводку транс­ портов на ледовых трассах Арктики и даже начали приносить прибыль. Вот тогда и была организована олигархическими компаниями активность, стимулирующая ревизии Счетной палаты. 338

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz