Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства ного флота. Мне кажется, что суть подобных рассуждений состояла в том, что транспортные суда без ледокола не смогут работать в Арктике. Во все арктические поселки, города за полярным кругом, на полярные станции тогда завозились грузы нашими судами. А без ледоколов этого было не сделать. Вот и гордились атомоходцы своей незаменимостью. Доходы любой судоходной компании зависят от количества грузов, перевезенных судами. При работе же в арктических морях транспортная компания должна платить потонные сборы за ледокольную проводку судов. Раньше тоже платили, все учитывалось, и оплата шла в доходы го­ сударству. За проводку наших судов государство также получало деньги от пароходства. В период доверительного управления доходы транспор­ тных судов шли на счет пароходства, а за ледокольную проводку наших судов - на баланс государства. Все строго контролировалось. Да и рейсы на Северный полюс с туристами на борту, против которых выступала Счетная палата, пароходство начало организовывать не от хо­ рошей жизни, а потому что у ледоколов не было работы и они простаива­ ли у причалов «Атомфлота». Благодаря этим рейсам пополнялись доходы ледокольного флота. В советский период атомные ледоколы обеспечи­ вались по высшему классу, а когда государство стало их слабо и нерегу­ лярно финансировать, то деньги, заработанные в туристических круизах, пароходство использовало для улучшения обслуживания атомоходов, поддержания их в нормальном техническом состоянии. За счет круизных средств пароходство старалось оснастить, отремонтировать ледоколы, чтобы не стыдно было перед иностранцами за возрождающуюся Россию. Денег, которые выделяло государство на поддержание атомного фло­ та, было крайне недостаточно. В долг государству мы давали постоянно. Даже когда был введен разделительный баланс, то очень часто за счет средств пароходства для атомного флота закупали все необходимое. Это было питание, запчасти, и только значительно позже деньги ком­ пании возвращались, а чаще и не возвращались. Выделяемых средств катастрофически не хватало. Государственным же чиновникам казалось, что средств на содержание ледоколов пароходству выделяется вполне достаточно, но они используются не по назначению. Хотя могу заверить каждого, что ни одного рубля с того баланса не было использовано на нужды пароходства. Рабочие дни в тот период в нашей компании начинались с информа­ ции, какой пасквиль и в каком издании напечатан о «злоупотреблениях» в Мурманском пароходстве. Негативное отношение средств массовой информации к проблемам ледокольного флота я объясняю тем, что Мур­ манское пароходство управляло ледоколами так, что они очень успешно работали и совершали одну арктическую победу за другой. Это и дости­ жение Северного полюса, и круглогодовые плавания в Западном районе 331

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz