Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова лективу. Пароходство же пошло по второму пути, когда все акции были распределены равномерно между всеми работниками предприятия. Это был более демократичный, более справедливый метод приватизации, когда каждый работающий получил столько же акций, сколько и руко водитель данного предприятия. Более того, все моряки, работавшие на ледоколах, не подлежащих приватизации, также получили акции паро ходства. Ледокольный флот пароходству акционировать не позволили потому, что он имеет стратегическое значение. И если бы в стране начались бое вые действия, то ледоколы использовались бы государством для оборо нительных целей. Да и содержать такой дорогостоящий флот, особенно атомный, никакой частной компании не по силам. Страна была в состоя нии финансового кризиса. Все предприятия, в том числе и пароходство, испытывали огромные трудности. В советский период государство обес печивало предприятия заказами. Составлялись планы ремонта судов, выделялись средства, и ремонтировали строго в сроки, соответствующие планам. А когда предприятия и организации стали частными, а зараба тывать деньги стало значительно тяжелее, то каждый хозяин решал сам, когда и какой производить ремонт, т. е. прежде чем начать ремонт судна, надо было заработать деньги. Неакционированный ледокольный флот финансировался государ ством недостаточно. Если бы все ледоколы работали, была бы соответс твующая грузовая база, то он бы мог себя обеспечить. А в то время, когда шла приватизация, флот был не новый. Атомные ледоколы «Ленин» и «Сибирь», а также суда атомно-технологического обслуживания «Воло дарский» и «Лепсе» - это уже были отстойные суда, и они не приносили прибыли, да еще экипажи на них на порядок больше, чем на транспор тах. Ядерные объекты - это объекты повышенной опасности, а значит, и зарплата, и питание моряков, и техническое обслуживание судов - все было выше, чем на транспортном флоте. Если на транспортах в экипа же работали по 25 человек, то на атомных ледоколах - до 200 моряков. Питание, кстати, на атомных ледоколах было усиленным в сравнении с экипажами транспортных судов, и только позже его сравняли. На атомных ледоколах во все времена условия жизни моряков были гораздо лучше, чем на транспортных судах. Атомоходы простаивали у причалов, оттого что не было грузовой базы. Грузы шли в основном только на Дудинку. Объем перевозимых грузов сократился в начале девяностых годов в пять раз. Государство же вообще не финансировало отстойные суда. Так вот пароходству приходилось платить зарплату и обеспечивать всем необходимым не только ледоколы, но и отстойные суда за счет бюджета акционерного общества. Средства требовались колоссальные. Среди моряков ходили досужие разговоры, что пароходство живет за счет атом 330
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz