Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова «Сибири», то пароходство ледокол, безусловно, восстановило бы в корот­ кие сроки. Счетная палата, оперируя цифрами поступлений средств на счета ОАО «Мурманское морское пароходство» за использование ледоколов, обвиняла пароходство в якобы кредитовании проблем компании за счет средств федерального бюджета. В то же время аудиторы умалчивали, что общее сальдо расчетов между доверительным управлением и Мурман­ ским морским пароходством на 1 января 2002 года - 202,5 млн рублей, на 1 января 2003 года - 163,4 млн - в пользу пароходства. Длительный период времени имело место кредитование доверительного управления собственными средствами акционерного общества. Одна из необоснованных претензий Счетной палаты состояла в том, что пароходство не решило проблему утилизации плавучей технической базы «Лепсе». Специалистам Счетной палаты, видимо, было неизвестно, что подобную задачу в тот период еще не удавалось выполнить ни одному государству в мире. Решая эту задачу, пароходство стало инициатором широкого международного сотрудничества по проблеме «Лепсе», в котором участвовали многие европейские страны. Под гарантии ММП на проект было выделено несколько миллионов долларов, он стал при­ оритетным в сотрудничестве ЕС с Россией. Начало работы по утилизации плавтехбазы «Лепсе» было положено Мурманским пароходством еще 10 сентября 1986 года. Вскоре было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1095-296 и решение Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР 132 от 25 апреля 1988 года. На ос­ новании этих решений в 1992 году научно-исследовательский институт и конструкторское бюро Минатома России начали разработку проекта утилизации плавтехбазы «Лепсе», однако работы были прекращены в 1994 году на стадии технико-экономического исследования из-за отсут­ ствия финансирования. Благодаря скоординированным и решительным действиям Мурман­ ского морского пароходства и независимой экологической организации «Беллона» проект «Лепсе» был включен в план Евро-Арктического (Ба­ ренц) региона на 1994-1995 годы. Эти действия привлекли внимание ЕС к решению проблемы плавтехбазы «Лепсе». В 1995 году в рамках програм­ мы ТАСИС был проведен тендер среди европейских фирм на разработку проекта по выгрузке отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из хранилищ плавтехбазы «Лепсе». Специалисты Мурманского морского пароходства пришли к общему мнению, что наиболее удачными оказались предло­ жения французской компании SGN и британской АЕАЯ. Российские и зарубежные специалисты обследовали состояние отработавшего дефек­ тного ядерного топлива, хранящегося на борту плавбазы, и выполнили проработки концепции извлечения отработанного ядерного топлива из 320

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz