Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства твующим законодательством и постановлением Правительства № 718 «О мерах по совершенствованию управления Северным морским путем». Счетной палатой ставилась под сомнение законность доверительного уп­ равления судами ледокольного флота. В пароходстве еще на стадии рабо­ ты инспекторов Счетной палаты в Мурманске при проведении проверки представлялись разъяснения по данному вопросу, которые по неясным причинам не были приняты во внимание. Факты свидетельствовали об обратном: Правительство РФ как главный разработчик и составитель проектов федерального бюджета фактически обеспечивало до 2002 года необходимые бюджетные дотации для нужд ледокольного флота по до­ говору доверительного управления. Если же эти отношения незаконны, как утверждали в Счетной палате, то претензии следовало адресовать к Правительству Российской Федерации, а не к комитету управления государственным имуществом Мурманской области и Мурманскому мор­ скому пароходству. В представлении Счетной палаты отмечалось, что в 2003 году поменялась одна из сторон договора доверительного управле­ ния: было создано Территориальное управление Минимущества по Мур­ манской области. В вину пароходству ставилось то, что компания не пере­ заключила договор с новым субъектом управления госсобственностью. Заявления некоторых СМИ о том, что ледокольный флот находится в неудовлетворительном состоянии и что доказательством этому является вывод из эксплуатации атомного ледокола «Сибирь», не соответствова­ ли действительности. Пароходство делало все возможное для подде­ ржания ледокольного флота на высоком техническом уровне, и делать заключения о состоянии флота вправе были только соответствующие компетентные органы: Российский морской регистр судоходства и орга­ ны Госатомнадзора, но никак не Счетная палата Российской Федерации. Мурманское пароходство проводило большую работу по продлению ресурса атомоходов. Что же касалось атомного ледокола «Сибирь», то в 1992 году главным проектантом атомной паропроизводящей установки ОКБМ имени И.И. Африкантова была запрещена эксплуатация ледокола из-за технического состояния внутренних устройств парогенераторов АППУ (атомной паропроизводящей установки). В то время еще не были разработаны технологии по замене внутренних устройств парогенерато­ ров. В 2003 году специалистами ОАО «Мурманское морское пароходство» и ФГУП «Атомфлот» такие технологии были разработаны, однако для осуществления данного проекта государство должно было выделить 50 миллионов долларов. Объем грузоперевозок на трассе Северного морского пути был таков, что для обеспечения проводки судов хватало сил действующих атомоходов. И отвлекать средства на восстановление «Сибири» в ущерб обслуживания действующих ледоколов просто не было смысла. Но если бы возникла необходимость во введении в эксплуатацию 319

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz