Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова в экспедиции работа отличалась от привычной. При проводке судна во льдах, когда следует дойти из пункта «А» в пункт «Б», как правило, капитан принимает решение и выбирает более легкий путь. В данной экспедиции ситуация реально изменилась. Капитанам не рекомендовалось изменять маршрут. Заданный курс необходимо было строго выполнять, несмотря на тяжелые ледовые поля. Проект не имел прецедентов. Подобные задачи ранее в Арктике не выполнялись. Все то, что нам предстояло исполнить в арктических морях России, делалось впервые. Сложные ледовые условия заставили членов экспедиции в короткое время бессонных ночей определить на практике режим работы изыскательского оборудования. Для проведения иссле­ дований использовалась аппаратура датской фирмы «Ризас» и россий­ ской компании «Мускат». То и другое исследовательское оборудование включали одновременно для получения более точного результата. Кроме детального изучения рельефа дна приходилось исследовать геологи­ ческий и химический составы характеристик грунта, соленость морской воды, скорость ветра и морских течений. Велись исследования ледовых условий. Готовились рекомендации для разработки и укладки кабеля в обстановке тяжелых арктических льдов. Ученые убедились в том, что встречавшиеся на трассе айсберги не представляют опасности, так как их подводная часть не настолько велика, чтобы помешать работе. Оперативная разведка ледовых условий осуществлялась с помощью вертолета. Мастерство пилотов вызывало всеобщее восхищение. Два ме­ сяца напряженных усилий изыскателей и судовых экипажей увенчались успехом. В результате исследований было доказано, что прокладка теле­ коммуникационного кабеля во льдах возможна при условии серьезной подготовительной деятельности как моряков, так и исследователей. Не­ смотря на сложные ледовые условия, задачи экспедиции в полной мере были выполнены и могли лечь в основу работы по дальнейшей укладке кабеля. В результате экспедиции был сделан вывод, что проложить кабель по дну предполагаемой трассы физически возможно. После исследований в арктической зоне было проведено несколько международных тендеров на строительство глобальной волоконнооптической системы, в которых приняли участие крупнейшие транснациональные консорциумы США, Франции, Японии, Италии. Определен победитель - американская ком­ пания Tyco Telecommunication, с которой 13 января 2005 г. был подписан контракт. На текущий год была запланирована пробная прокладка кабеля в арктической зоне. После этого производитель, получив необходимые рекомендации, должен был переоборудовать судно ледового класса для прокладки кабеля, сделать оснастку производства под этот проект, и ориентировочно в 2006 г.ожидалось начало строительства всей системы. 316

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz