Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства равняться 6500 км. Общая емкость создаваемых сетей составит около трети международной коммуникационной подводной линии связи. Рос­ сийская часть в сетевой композиции небольшая, но она уникальна. Меж­ ду Европой и Азией уже тогда было проложено несколько маршрутов, за исключением одного, но самого короткого - через арктические моря РФ. Однако чтобы проложить кабель по дну этих морей, необходимо было взломать арктические льды. Проект планировалось быстро и оптимально реализовать после прокладки кабеля в северных морях российской эко­ номической зоны Арктики. Строительству должны были предшествовать значительные изыскательские работы, ведь во всем мире никто никогда не выполнял подобных операций, тем более так далеко и в условиях се­ верных морей. Учитывая это, институт «ЛенморНИИпроект» в 2002 году успешно провел изыскания в море на открытом ото льда водном про­ странстве. В 2003 году нам, морякам атомного ледокола «Советский Союз» и теп­ лохода «Кола» Мурманского морского пароходства, предстояло участво­ вать в морских изысканиях, которые должны быть продолжены в очень сложных ледовых условиях Арктики, где большая часть трассы проходила в тяжелых льдах. Поэтому специалистами пароходства заранее все было продумано, и теплоход подготовлен к этой сложнейшей экспедиции. Необходимые для изысканий антенные устройства, как правило, кре­ пятся всегда на бортах исследовательских судов, но во льдах они бы поломались. После ряда консультаций профессионалами было найдено решение. На «Коле» антенны были вмонтированы в днище теплохода и надежно защищены специальными металлическими конструкциями. 21 июля на теплоходе «Кола» мы вышли в рейс из Мурманска в сопро­ вождении атомного ледокола «Советский Союз». Состав полярной экс­ педиции: атомоход «Советский Союз», исследовательское судно «Кола», ученые ЛенморНИИпроекта, ведущие специалисты Мурманского морс­ кого пароходства и иностранных компаний (в частности Cable &Wireless). Экипаж атомного ледокола возглавлял опытный капитан Александр Ми­ хайлович Спирин, обладавший большим практическим опытом работы в ледовых условиях, уверенно и квалифицированно управлявший ледоко­ лом и проводимыми судами. Теплоход «Кола» - это универсальное судно- снабженец серии СА-15, усиленного ледового класса с мощным крановым оборудованием, способное самостоятельно работать в арктических льдах до метра толщиной. Но для обеспечения безопасности судна в рейс с «Колой» вышел ледокол «Советский Союз». Необходимость участия в эк­ спедиции атомохода для проводки теплохода подтвердилась при первой встрече со льдом уже в Карском море, когда только при усилиях «Совет­ ского Союза» «Кола» смогла выйти из сжатия. Следует отметить, что даже для опытных капитанов атомного ледокола и теплохода выполняемая 315

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz