Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства ляет оказывать своевременную, эффективную помощь судам и людям в суровых условиях Арктики и обеспечивает безопасность мореплавания на всей трассе Северного морского пути. Очень напряженной для ледоколов была навигация 2007 года. Летом атомоход «Россия» лишь изредка заходил в порт Мурманск, да и то на непродолжительные стоянки. Практически все время он работал в Север­ ном Ледовитом океане, участвовал в выполнении задач, поставленных перед экспедицией «Арктика-2007». 2 августа специалисты Мурманского морского пароходства обеспечи­ ли безопасное выполнение погружений батискафов «Мир-1» и «Мир-2» на Северном полюсе, а затем приступили к выполнению главной задачи арктической экспедиции. Атомоход «Россия» вывел в безопасный район плавания научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» и взял курс в приполюсный район для проведения рабочих исследований хребта Ломоносова. Следует отметить, что эту часть исследований Мурманское пароходство осуществляло по решению Морской коллегии (заседание от 06.06.2006 года под председательством заместителя председателя Правительства С.Б. Иванова) в рамках развития государственно-частного партнерства и в содружестве со специалистами Минобороны. Средства на их проведение выделило ОАО «Мурманское морское пароходство». По плану экспедиции в районе хребта Ломоносова (в координатах 84° З5'с. ш. 149° 31'в. д.) с борта атомохода «Россия» произведено погружение дистанционно управляемого подводного аппарата «Клавесин 1Р», осна­ щенного системой навигации, видеокамерами и другим высокотехноло­ гичным оборудованием. Целью этого этапа были проведение видео- и фотосъемки, а также эхолотирование морского дна с использованием высоких технических возможностей автономного необитаемого подвод­ ного аппарата «Клавесин 1Р». Научное обеспечение этой части экспеди­ ции выполняли специалисты Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН, которые изобрели и собрали аппарат «Клавесин». Аппарат был создан недавно, но уже прошел испытания на Дальнем Востоке. Теперь его испытывали и в Арктике. Операция началась 10 авгус­ та с пробного погружения аппарата «Клавесин 1Р» на глубину 100 метров. Следующие пробные погружения производились на разные глубины и в разных режимах. Приемы спуска и всплытия подводного аппарата были выполнены в соответствии с утвержденной программой. Они выполня­ лись на глубинах от 1350 до 1600 метров. В районе хребта Ломоносова была исследована поверхность дна на площади свыше 50 квадратных километров. Глубоководный аппарат доказал, что может автономно ра­ ботать на глубине шесть тысяч метров и на большом удалении от судна. В исследованиях он показал себя с лучшей стороны, четко выполнял все 311

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz