Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства все разумные пределы экономического результата были перейдены. Вот какова истинная цена порочной государственной системы поддержки Крайнего Севера, провоцирующей чрезвычайную ситуацию, - голодание и вымерзание целых регионов». Рейс, несмотря на все сложности ледовой проводки, для атомного ледокола «Советский Союз» закончился удачно благодаря высокому про­ фессионализму моряков Мурманского морского пароходства. Ледокол потерял только лопасть винта. Для восстановления атомохода пароход­ ство поставило его в доковый ремонт. А ведь мог быть и другой сценарий развития. Ведь ледокольный флот в тот период трудился в Арктике на последнем дыхании. Государство от него тоже почти отвернулось. «И если бы не состоялся тот рейс, не было бы доставлено топливо и снабжение, наверное, не было бы людей на Крайнем Севере. Да и сам Север прина­ длежал бы стране только номинально, как прилегающая территория». («Парламентская газета». 11.02.1999 г.) Все годы существования Северного морского пути его освоение це­ ликом зависит от бюджетного финансирования. На эти цели выделялось ежегодно около 200 млн руб., с 1987 г.финансирование стало сокращать­ ся, стал уменьшаться и объем грузовых перевозок. В 1987 году по Север­ ному морскому пути было перевезено почти 7 млн тонн груза. Грузопоток складывался из продукции отечественных предприятий, в том числе северного завоза. Речь о транзитных перевозках по Северному морскому пути тогда и не шла; арктические моря были закрыты для иностранных судов. Но уже в 2000 году в Арктике было перевезено не многим более 1,6 млн тонн грузов, что составило 25% к среднегодовому уровню второй половины 80-х годов. В наибольшей степени влияние на сокращение объемов перевозок по Северному морскому пути оказало снижение производства продукции на Норильском горно-металлургическом комбинате, снижение экспорта леса из арктических портов, прекращение транзитных перевозок грузов иностранных фрахтователей, падение объемов северного завоза в райо­ ны Крайнего Севера. К 2005 году объем перевозимых по Северному морскому пути грузов несколько вырос и составил около 1,9 млн тонн. Сохранились устойчивые экспортные поставки горно-металлургического комбината «Норильский никель»: его грузы составляли 65% (1,25 млн тонн) всех перевозок по Северному морскому пути. Падение объема перевозок по Северному морскому пути негативно отразилось на всей инфраструктуре Арктики. Несмотря на сложности финансирования, специалисты пароходства продолжали поддерживать ледоколы в технически исправном состоянии 305

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz