Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства все разумные пределы экономического результата были перейдены. Вот какова истинная цена порочной государственной системы поддержки Крайнего Севера, провоцирующей чрезвычайную ситуацию, - голодание и вымерзание целых регионов». Рейс, несмотря на все сложности ледовой проводки, для атомного ледокола «Советский Союз» закончился удачно благодаря высокому про фессионализму моряков Мурманского морского пароходства. Ледокол потерял только лопасть винта. Для восстановления атомохода пароход ство поставило его в доковый ремонт. А ведь мог быть и другой сценарий развития. Ведь ледокольный флот в тот период трудился в Арктике на последнем дыхании. Государство от него тоже почти отвернулось. «И если бы не состоялся тот рейс, не было бы доставлено топливо и снабжение, наверное, не было бы людей на Крайнем Севере. Да и сам Север прина длежал бы стране только номинально, как прилегающая территория». («Парламентская газета». 11.02.1999 г.) Все годы существования Северного морского пути его освоение це ликом зависит от бюджетного финансирования. На эти цели выделялось ежегодно около 200 млн руб., с 1987 г.финансирование стало сокращать ся, стал уменьшаться и объем грузовых перевозок. В 1987 году по Север ному морскому пути было перевезено почти 7 млн тонн груза. Грузопоток складывался из продукции отечественных предприятий, в том числе северного завоза. Речь о транзитных перевозках по Северному морскому пути тогда и не шла; арктические моря были закрыты для иностранных судов. Но уже в 2000 году в Арктике было перевезено не многим более 1,6 млн тонн грузов, что составило 25% к среднегодовому уровню второй половины 80-х годов. В наибольшей степени влияние на сокращение объемов перевозок по Северному морскому пути оказало снижение производства продукции на Норильском горно-металлургическом комбинате, снижение экспорта леса из арктических портов, прекращение транзитных перевозок грузов иностранных фрахтователей, падение объемов северного завоза в райо ны Крайнего Севера. К 2005 году объем перевозимых по Северному морскому пути грузов несколько вырос и составил около 1,9 млн тонн. Сохранились устойчивые экспортные поставки горно-металлургического комбината «Норильский никель»: его грузы составляли 65% (1,25 млн тонн) всех перевозок по Северному морскому пути. Падение объема перевозок по Северному морскому пути негативно отразилось на всей инфраструктуре Арктики. Несмотря на сложности финансирования, специалисты пароходства продолжали поддерживать ледоколы в технически исправном состоянии 305
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz