Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова тики зима 1998-1999 года была такой же морозной, как и в самом драма тичном за полвека 1983 году. Тогда моряками был использован принцип усиленного ледового обеспечения, каждое судно из Айонского массива выводили по два, а то и по три-четыре ледокола. А вот в рейсе «Уйкку» и «Советского Союза» изначально был заложен дефицит ледокольного об служивания, ведь другие ледоколы нельзя было снять с ледовой трассы. Пароходство вынужденно приняло решение направить один атомоход и танкер на риск, превышающий все разумные пределы, ради того чтобы нормализовать ситуацию с топливом на Чукотке. Моряки и руководители компании сознавали весь трагизм сложившейся ситуации, понимали, что люди в заполярных поселках могут замерзнуть, и отправлялись в Арк тику, словно в бой, рискуя жизнью, предчувствуя, что путь до Певека не будет легким. В тот год правительственные организации, занимающиеся подготовкой и обеспечением северного завоза, не торопились и затяну ли время. Вспомнили о необходимости доставить на восток топливо уже в ноябре-декабре, когда в восточный регион пришла зима. Видимо, эти организации возглавляли люди, далекие от Арктики, не понимающие, что еще в конце августа и в сентябре по Северному морскому пути в традиционно тяжелых по ледовым условиям участках Чукотского, Вос точно-Сибирского морей, в проливе Лонга, во льдах Айонского и Новоси бирского массивов можно пройти порой даже без ледокольного сопро вождения. Позже эти рейсы приходится выполнять в сложных ледовых условиях. Мурманское пароходство, сертифицированное в соответствии с международным кодексом, обладающее огромным опытом арктических перевозок, вынуждено было выполнять авантюрные решения правитель ственных органов. Пароходство обладало опытом доставки не только топлива, но и продовольствия и всевозможного оборудования. На основе многолетнего опыта были определены наиболее рациональные сроки экспедиции и технология осуществления этого сложнейшего похода. Министерство транспорта навязало пароходству этот труднейший рейс. В том злополучном году пароходство арендовало арктический танкер, способный работать в сложных ледовых условиях в Финляндии, экономя государственные средства, избегая бессмысленных потерь. За топливо, доставленное лютой зимой, деньги за проводку танкера пароходству были выплачены на основании летних ставок. Они не покрыли даже трети расходов, которые понесла компания. «Давайте посчитаем, - вспоминал начальник штаба проводки Николай Григорьевич Бабич. - Рейс продлился 50 суток. Фактические эксплуатаци онные расходы ледокола и танкера за такой период плюс стоимость груза составили почти 4,5 миллиона долларов. За такие деньги в порты Чукотки можно было провести летом шесть-семь танкеров с топливом. Скажите мне, кому нужно такое хозяйствование? Не только пределы риска, но и 304
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz