Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства информации. Последние годы уникальный гражданский атомный флот России, эксплуатируемый Мурманским морским пароходством, чаще подвергался ничем не оправданной критике в средствах массовой ин­ формации и в определенных кругах общественности страны. На деле этот флот, несмотря на все кризисные явления, успешно справлялся со всеми поставленными перед ним государственными задачами на трассе Север­ ного морского пути и в целом в Российской Арктике. Атомный ледоколь­ ный флот - неотъемлемая часть национального достояния нашей страны, которой россияне вправе гордиться, а сохранить его для страны смогло Мурманское морское пароходство. На основании решения общего собрания акционеров ОАО «Мурман­ ское морское пароходство» 17 мая 2002 года на должность генерального директора пароходства вступил Александр Михайлович Медведев. Ему предстояло выдержать и унижения, и оскорбления, и нападки не только на компанию, но и лично на него как руководителя Мурманского паро­ ходства, в доверительном управлении которого находился атомный ле­ докольный флот России. В начале июля 2003 года в Мурманске на борту атомного ледокола «Таймыр» состоялось заседание комитета по транспорту Ассоциации «Северо-Запад». В центр разговора выносился вопрос финансирования и перспектив развития атомного ледокольного флота и тесно связанный с ним вопрос разработки концепции развития Северного морского пути. Ассоциация, представляющая и отстаивающая интересы местных власт­ ных элит, представителей деловых кругов, существовала и действовала как своеобразный противовес системе управления развитием регионов из Центра. Дискуссия на борту атомохода показала, что членов комитета волнуют вопросы, которые последние полгода-год все чаще обсуждаются на страницах центральной и местной прессы, ибо всем уже давно стало очевидно, что ледоколы - это своеобразные ключи от Арктики, и от того, кто и как ими будет распоряжаться, зависит будущее северных регионов. Позиция Мурманской областной администрации была выражена вполне определенно: деньги, люди, материальная база, техническое обеспече­ ние - почти все необходимые элементы функционирования ледоколь­ ного флота сосредоточены и действуют в Мурманске, и зачем создавать какое-то новообразование для управления ими, а возможно, что еще и в Москве разместить его, не очень понятно. Имелась в виду идея создания ФГУП, которая носилась в воздухе и наконец-то попала в третий вариант проекта «Концепции развития Северного морского пути», рассмотрен­ ный в мае рабочей группой, включающей в себя представителей трех министерств РФ: транспорта, экономического развития и имущества. Теперь весьма спорная идея создания ФГУП, предлагаемая взамен су­ ществующей системы управления транспортными потоками в Арктике на 297

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz