Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова готовления контейнеров Тук-120. Исполнителя работ выбрали на основе тендера, в котором участвовали такие известные российские предпри ятия, как «Баррикада», Ижорский и Курчатовский заводы, Архангельское Севмашпредприятие. Уже была договоренность об участии англичан в финансировании изготовления двадцати контейнеров Тук-120, хотя их требовалось пятьдесят. Однако иностранные партнеры заверяли паро ходство, что будут изысканы дополнительные финансовые ресурсы, если потребность в контейнерах будет тщательно обоснована. Для ускорения реализации проекта было важно и то, что строительс тво хранилища отработанного ядерного топлива контейнерного типа на чалось не на пустом месте. Лет пятнадцать назад с нелегкой руки кого-то из «зеленых» бомбой под городом называли еще недостроенное здание № 5 на территории «Атомфлота», в котором предполагалось разместить хранилище отработанного ядерного топлива мокрого типа. Волна этого сугубо эмоционального отрицания морской атомной энергетики давным- давно схлынула, и кстати, не в последнюю очередь по причине заморажи вания строительства из-за нехватки средств. И только в 2007 году старые и довольно могучие железобетонные помещения были заполнены но выми контейнерами, чья оболочка служила самым надежным барьером защиты окружающей среды от воздействия. Это была новая технология сухого хранения отработанного ядерного топлива, позволяющая избе жать жидких радиоактивных отходов, которые могли бы стать предметом дополнительных хлопот и затрат. Специалисты были уверены в том, что Мурманской области потребуется примерно еще 5 лет, чтобы вывести на переработку отработанное ядерное топливо с утилизируемых атомных подводных лодок. На ноябрь 2006 года их осталось всего 36, а в течение года удавалось выгружать отработанное ядерное топливо из 7-8 лодок. Во многом высоких темпов выгрузки и транспортировки отработанного ядерного топлива удалось добиться благодаря участию в этой важной и ответственной работе моряков Мурманского пароходства. Как ни пока жется удивительным, задача, несколько лет казавшаяся неразрешимой и приносившая одну головную боль военным морякам, сегодня для всех участников процесса оборачивалась выгодой. Военные, переходящие на контракт на обслуживание армии и флота, осознали, что этим же путем лучше идти в решении проблемы отработанного ядерного топлива - кон тракты на выполнение работ гражданскими профессионалами Мурман ского пароходства заметно снимают с Северного флота тяжелое бремя. А значит, такое сотрудничество, усиленное поддержкой и помощью международного сообщества, было выгодно и России, демонстрирующей свои миролюбивые намерения. К сожалению, многие положительные решения и проекты Мурман ского пароходства не находили должной оценки в средствах массовой 296
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz