Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова готовления контейнеров Тук-120. Исполнителя работ выбрали на основе тендера, в котором участвовали такие известные российские предпри­ ятия, как «Баррикада», Ижорский и Курчатовский заводы, Архангельское Севмашпредприятие. Уже была договоренность об участии англичан в финансировании изготовления двадцати контейнеров Тук-120, хотя их требовалось пятьдесят. Однако иностранные партнеры заверяли паро­ ходство, что будут изысканы дополнительные финансовые ресурсы, если потребность в контейнерах будет тщательно обоснована. Для ускорения реализации проекта было важно и то, что строительс­ тво хранилища отработанного ядерного топлива контейнерного типа на­ чалось не на пустом месте. Лет пятнадцать назад с нелегкой руки кого-то из «зеленых» бомбой под городом называли еще недостроенное здание № 5 на территории «Атомфлота», в котором предполагалось разместить хранилище отработанного ядерного топлива мокрого типа. Волна этого сугубо эмоционального отрицания морской атомной энергетики давным- давно схлынула, и кстати, не в последнюю очередь по причине заморажи­ вания строительства из-за нехватки средств. И только в 2007 году старые и довольно могучие железобетонные помещения были заполнены но­ выми контейнерами, чья оболочка служила самым надежным барьером защиты окружающей среды от воздействия. Это была новая технология сухого хранения отработанного ядерного топлива, позволяющая избе­ жать жидких радиоактивных отходов, которые могли бы стать предметом дополнительных хлопот и затрат. Специалисты были уверены в том, что Мурманской области потребуется примерно еще 5 лет, чтобы вывести на переработку отработанное ядерное топливо с утилизируемых атомных подводных лодок. На ноябрь 2006 года их осталось всего 36, а в течение года удавалось выгружать отработанное ядерное топливо из 7-8 лодок. Во многом высоких темпов выгрузки и транспортировки отработанного ядерного топлива удалось добиться благодаря участию в этой важной и ответственной работе моряков Мурманского пароходства. Как ни пока­ жется удивительным, задача, несколько лет казавшаяся неразрешимой и приносившая одну головную боль военным морякам, сегодня для всех участников процесса оборачивалась выгодой. Военные, переходящие на контракт на обслуживание армии и флота, осознали, что этим же путем лучше идти в решении проблемы отработанного ядерного топлива - кон­ тракты на выполнение работ гражданскими профессионалами Мурман­ ского пароходства заметно снимают с Северного флота тяжелое бремя. А значит, такое сотрудничество, усиленное поддержкой и помощью международного сообщества, было выгодно и России, демонстрирующей свои миролюбивые намерения. К сожалению, многие положительные решения и проекты Мурман­ ского пароходства не находили должной оценки в средствах массовой 296

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz