Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства морское пароходство реализовывало совместно с Министерством промышленности и торговли Великобритании. Не прошло и года после подписания межправительственного соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной энергетики, как проект уже из стадии догово­ ра перешел в стадию разработки. Планировалось завершить его уже в августе-сентябре 2004 года. Затем начал действовать уже строительный контракт. Летом начались строительные работы на здании № 5 ФГУП «Атомфлот», а вот сдача проекта была намечена на сентябрь-октябрь 2005 года. В этой связи и новые, универсальные контейнеры Тук-120, предназначенные для пятидесятилетнего хранения отработанного ядер­ ного топлива или вывоз его на переработку, изготовлялись параллельно строительству самого объекта. Высокие темпы в работе были приняты неспроста. Северный флот, твердо взявший курс на сотрудничество с Мурманским морским паро­ ходством в вопросах извлечения отработанного ядерного топлива из списанных подводных лодок и его транспортировки на переработку, был настроен как можно скорее освободиться от потенциально опас­ ных ядерных начинок лодок. Но даже база «Лотта» стала узким местом в процессе транспортировки топлива. Дело в том, что в ее хранилищах из 16 мест хранения активных зон реакторов 14 были заняты топливом, не подлежащим переработке. Его необходимо было снять с судна. Если этого не сделать, то в недалеком будущем вывоз ядерного топлива из губы Андреева мог совсем прекратиться или серьезно замедлиться, да и опасно было гонять по морю базу с не выгруженным многие годы из судового хранилища отработанным ядерным топливом. Поэтому остро встала задача разгрузить «Лотту» уже в 2007 году. Для этого пароходство заранее вело переговоры о создании хранилища контейнерного типа. Наши иностранные партнеры остроту проблемы ощущали довольно от­ четливо, поэтому и не затягивали с финансированием работ. Их доверие к россиянам не в последнюю очередь базировалось на том обстоятельстве, что новые контейнеры Тук-120 были сертифицированы на соответствие международным требованиям еще в 2002 году. Их надежность подтверди­ ла и экспертиза Мурманского управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов. Эти оценки на­ дежности контейнеров были выданы с учетом примененного в мировой практике двухъярусного хранения отработанного ядерного топлива в контейнерах, которое приносит всем большую экономию средств. Такое хранение отработанного топлива стало возможным после созда­ ния ОАО «Атомэнерго» и Нижегородским ОКБМ по заказу Мурманского пароходства станка для разрезки зон с целью отделения активной части с топливной композицией, которая в новых контейнерах укладывалась в два раза компактнее, чем прежде. Затем встала проблема серийного из­ 295

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz