Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова сохранить уникальное производство, квалифицированные кадры, но и продвинуться в направлении дальнейшего развития, наращивая и расши­ ряя спектр услуг, оказываемых пароходству. На Кольском полуострове за годы эксплуатации ядерных реакторов подводных лодок Северного флота и атомных ледоколов накопилось не­ мало радиоактивных отходов. И в 2000 году остро встал вопрос об их вы­ возе на комбинат «Маяк» для хранения и утилизации. Этой сложнейшей и ответственной работой по отправке с Кольского полуострова радиоак­ тивных отходов занималось Мурманское морское пароходство, исполь­ зовавшее для этих целей плавтехбазы «Лотта» и «Имандра». Выгрузки и отправки ожидали отработавшие тепловыделяющие сборки в реакторах почти сотни атомных подводных лодок Северного флота, выведенных из боевого состава и подлежащих утилизации. Да плюс те, что хранились в губе Андреева, да плюс отработавшее топливо из реакторов атомоходов. Осенью 2000 года между Мурманским пароходством и Северным фло­ том были подписаны соглашения об участии специалистов ОАО «ММП» в реализации федеральных целевых программ по ядерной и радиаци­ онной безопасности России на 2000-2006 годы, а также по комплексной утилизации атомных подводных лодок, выводимых из состава Военно- морского флота и судов с ядерными энергетическими установками Мин­ транса России. Выбор Минатома был неслучаен: специалисты Мурман­ ского морского пароходства накопили уникальный опыт работы с атом­ ными реакторами и отработавшим ядерным топливом. В распоряжении пароходства находились специализированные плавтехбазы, способные осуществлять весь комплекс работ по выгрузке отработавшего ядерного топлива, его хранению и отправке на переработку в предназначенных для этого эшелонах. «Первые четыре эшелона были отправлены еще в 1994 году. Тогда Мур­ манская область освободилась от начинки более 10 атомных реакторов. Всего за период с 1994-го по 2002 год на производственное объединение «Маяк» было отправлено 29 спецэшелонов, в 2002 году к ним добавилось еще 9. Это ни много ни мало, а более пятнадцати тысяч тепловыделяю­ щих сборок из более чем шестидесяти атомных реакторов». («Полярная правда». 15 марта 2002. Ю. Банько. Ядерные отходы покидают Кольский Север). Работы выполнялись под строгим контролем Госатомнадзора. За все время выполнения аналогичных работ специалисты ОАО «ММП» не допустили ни одной ошибки, которая представляла хотя бы малейшую угрозу окружающей среде или населению области. Утилизация и хранение отработавшего ядерного топлива находи­ лись под пристальным вниманием руководства пароходства. Особенно волновала проблема состояния плавтехбаз «Лепсе» и «Лотта». Плавучая технологическая база «Лепсе» по перезарядке и хранению ядерного 292

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz