Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова дены международные конференции, на которых обсуждался вопрос о транспортных перевозках по Северному морскому пути. Ученые, видимо, не знали, что в 1993-1998 годах была выполнена международная про грамма «Северный морской путь», в которой приняли участие 14 стран мира. Проведенный в 1995 году экспериментальный коммерческий рейс теплохода «Кандалакша» с японскими журналистами на борту показал, что все гладко получается только на бумаге. Япония и Норвегия на об ращение академика Велихова принять участие в реализации проекта проявили «сдержанное отношение», да и отечественные компании осо бого энтузиазма не проявили. Из 13 российских организаций и компаний, которые могли быть задействованы в «реанимации СМП», согласие на участие в проекте высказали далеко не все. Даже интересы нефтяной компании «Лукойл» оставались проблематичными, так как олигархи понимали, что Северный морской путь явно не скоро станет приносить прибыль. «Лукойл» интересовал западный район Арктики, где он разра батывал Тимано-Печорское месторождение углеводородного сырья. Тем же компаниям, которые добывали нефть в Якутии и на Чукотке, вывозить ее морским транспортом было экономически нецелесообразно из-за вы сокой транспортной составляющей в цене товара. За попыткой создания РАО «СМП» стояло стремление прибрать к рукам транспортную составля ющую нефтяного бизнеса, процесса перевозки нефти и газоконденсата. Пока шла разведка месторождений Тимано-Печоры, никому Север ный морской путь не был нужен, тем более убыточный, с его дорогосто ящими атомными ледоколами, которые государство финансировало из рук вон плохо. Инициаторы новой коммерческой структуры, признав, что единственной работающей арктической морской транспортной систе мой осталось Мурманское морское пароходство с ледокольным флотом, находившимся у него в доверительном управлении, поставили перед собой цель - прибрать к рукам атомный ледокольный флот, являющийся ключом к богатствам Арктики. Ведь ледоколы, образно говоря, подобны ключам от Арктики: кто ими оперирует, тот и является хозяином поло жения. Их главной целью были атомные ледоколы, ведь осваивать мес торождения, добывать и вывозить нефть в арктических морях, большую часть года покрытых льдами, без ледоколов невозможно. Вот и хотелось создателям РАО «Севморпуть» прибрать к рукам атомоходы и поживиться на проводках танкеров и других судов, работающих на интересы нефтя ных компаний. К «нефтегазодолларовому пирогу» и рвались идеологи создания РАО «Севморпуть». Ранее их не интересовали вымерзающие арктические поселки, голодающие северяне, стоящие без ремонта атом ные ледоколы. 288
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz