Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства чены комплектующие свежего топлива для ледоколов «Вайгач» и «Совет ский Союз». Произведена отправка эшелона с ОЯТ и 15 чехлов для ОТВС на производственное объединение «Маяк». Словом, ледокольный флот вступил в новое тысячелетие с сущест венным запасом ядерного топлива, позволяющего Мурманскому паро ходству надежно и уверенно планировать работу атомоходов на трассах Северного морского пути. В отличие от тогдашнего руководства страны управленческая элита северных регионов и деловые круги в Москве прекрасно осознавали, ка кой лакомый кусок располагается за Полярным кругом. Дорога же к этим кладовым - Северный морской путь, а ключ к воротам Арктики - атомный ледокольный флот. Вокруг них и развернулась борьба. Появились пред ложения создать Банк реконструкции и развития Арктики и российское акционерное общество «Северный морской путь». На одной из пресс- конференций журналисты затронули проблему создания РАО (Россий ское акционерное общество) «Севморпуть», о котором в это время много писали и говорили. «Чем займется это акционерное общество, я не знаю, - ответил генеральный директор ОАО «Мурманское морское пароходство» Вячеслав Рукша. - Разве что будет расставлять четыре ледокола по трассе Севморпути. Реально ведь имеется два грузопотока - это перевозки в интересах РАО «Норильский никель» и вывоз углеводородного сырья, с ними мы справляемся и без названной структуры, которую пытаются со здать в Москве». («А.З.». Ю. Банько. Северный морской путь - важнейшая национальная коммуникация. 2000 г.) Но несмотря на возражения, правительственная Комиссия по опе ративным вопросам, не задумываясь, приняла решение о создании РАО «Севморпуть». В средствах массовой информации это решение называли «историческим и эпохальным». Отмечалось, что это решение поможет вдохнуть новую жизнь в Российский Север и искоренить «убивающие рынок монополистические устремления» тех, кто в настоящее время управляет атомным ледокольным флотом, т.е. Мурманское морское паро ходство. В решении Комиссии были очерчены и задачи РАО: - обеспечение равных условий для всех арктических судовладельцев (члены этой комиссии и не ведали о том, что для всех арктических судовладельцев условия всегда были равными); - установление тарифов и ценовой политики, а это всегда было пре рогативой государства; - принятие мер по наращиванию грузооборота и коммерциализации Северного морского пути. Группа ученых под руководством академика Евгения Велихова при ступила к разработке проекта федеральной программы «Севморпуть - XXI век». По этой проблематике в Санкт-Петербурге и Осло были прове 287
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz