Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова Если в 1998 году доходная часть ледокольного флота с составляла около 30 млн долларов, то после финансового кризиса прибыль сократилась в четыре раза, а тарифы за проводку судов государство поднимать не торопилось, да и средства на содержание ледоколов выделять тоже не торопилось. В сентябре 1999 года на научно-практической конференции, посвященной 60-летию пароходства, генеральный директор компании Вячеслав Рукша заявил: «Сегодня всем необходимо понять: ледокольный флот может остановиться, и круглосуточной навигации не будет. Для ее обеспечения в море должны одновременно работать 4 атомных ледо кола. Отсутствие даже одного снижает производительность проводки судов сразу в два раза. Но для бесперебойной работы четырех ледоколов требуются значительные средства: на зарплату экипажам, закупку ядер ного топлива, на ремонт и налоги. Все эти расходы государство взвалило на пароходство. Но есть предел, грань, которую переступать нельзя. Па роходство и так из 10 млн долларов прибыли 4,5 отвлекло на ледоколы. На большее сил нет. А для замены топлива на «Таймыре» надо изыскивать еще 2 млн долларов. Государство от экспорта металла, который перевозится под провод кой атомных ледоколов, имеет сотни миллионов долларов в год. Выделив малую толику от этой суммы, оно сняло бы все проблемы. Реально же ничего не делается. К чему это приведет? Один «Вайгач» сможет обеспе чить два судорейса в месяц вместо шести, которые состоялись бы, будь в работе «Таймыр». Государство от снижения объема экспорта недополучит более 100 млн долларов. Скупой платит дважды» (В.П. Семенов. Мурман ское морское пароходство: 1939-2009 гг. С. 275). За 9 месяцев 2000 года убыток от эксплуатации ледоколов составил 91,6 миллиона рублей. Объем перевозок на Северном морском пути составлял всего 1,6- 1,7 миллиона тонн. Причина почти четырехкратного снижения крылась в глубоком спаде производства на большинстве предприятий арктической зоны. В структуре грузов, перевозимых по трассе Севморпути, практи чески отсутствовали строительные материалы, машины и оборудование. Снизилась отгрузка лесных материалов. На тот момент в этом регионе стабильные грузопотоки формировались за счет добычи углеводородно го сырья. Лишившись государственного централизованного обеспечения и финансирования, северные территории превратились в убыточные. И тем не менее северяне продолжали давать стране 20% национального дохода, 60% экспорта страны, 92% газа, 90% никеля и 80% нефти. («А.З.». Ю. Банько. Северный морской путь - важнейшая национальная коммуни кация. 2000 г.) Но несмотря на отрицательные показатели, пароходство делало все, чтобы поддержать ледокольный флот в надежном эксплуатационном состоянии. Было закуплено, хотя и шло стремительное удорожание, два комплекта ядерного топлива для ледоколов «Таймыр» и «Ямал» и опла 286
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz