Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства них 32 тысячи во льдах, без единой поломки узлов и механизмов. К своему 25-летию атомный ледокол добился беспрецедентного результата - ров­ но год находился на ледовой вахте без захода в порты. Но смысл этого впечатляющего достижения, достойного Книги рекордов Гиннесса, выхо­ дил далеко за рамки внешнего эффекта. Моряки «Арктики» сумели почти в полтора раза превысить проектный ресурс ядерной энергетической установки. В результате стало очевидно, что и этот рубеж еще не предел для действующих атомных ледоколов, которые в состоянии работать в самых тяжелых льдах Арктики и обеспечивать надежное сопровождение транспортного флота с народно-хозяйственными грузами на ближайшие, переломные годы российских реформ. В августе 2005 г. ледокол устано­ вил очередной рекорд: прошел миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в 5 раз превышало расстояние от Земли до Луны. Кроме того, Мурманское пароходство успешно реализовывало про­ грамму продления ресурсов действующих ядерных энергетических установок до 150 тысяч часов и срока службы ледоколов до 30-32 лет. Это позволяло обеспечить эксплуатацию атомного ледокольного флота и продлить сроки его эксплуатации еще на 10 лет, то есть до 2015 года. И закономерно, что российское правительство, высоко оценив уровень эксплуатации ледокольного флота пароходством, приняло решение о продлении договора доверительного управления им со стороны ОАО «ММП», по сути дела, на десятилетний срок. Несмотря на наличие серьезных проблем, моряки гражданского атом­ ного флота, находящегося в доверительном управлении своей духовной и кормящей матери - Мурманского морского пароходства, пришли на помощь военным коллегам в решении вопросов вывоза отработавшего ядерного топлива и транспортировки радиоактивных отходов. Согла­ шения, заключенные пароходством с Минатомом и Северным флотом, свидетельствовали, что Мурманское пароходство располагает специа­ листами высшего класса в области атомной энергетики, чьими усилиями удавалось зарабатывать немалые средства, остро необходимые для под­ держания атомного флота России. Как видно из сказанного, в пароходстве шел поиск резервов повыше­ ния хозяйственной и экономической эксплуатации флота, а это не могло не сказаться на результатах деятельности компании. Транспортными судами было перевезено количество грузов, превышающих перевозки за такой же период прошлого года. Перевыполнялся бюджет по доходам сухогрузного флота, при этом заметно снижался бюджет ремонтного времени. И еще один примечательный показатель - производительность работы флота в загранплавании выросла на 22 процента. Вместе с тем по-прежнему были неутешительны финансовые резуль­ таты эксплуатации ледокольного флота. Атомный ледокольный флот на рубеже тысячелетий переживал ощутимые экономические затруднения. 285

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz