Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства В оснащении судна участвовали 67 экономических районов страны, бо­ лее 500 предприятий. Был спущен на воду 5.12.1957 г. Государственный флаг поднят 3.12.1959 г., и ледокол включен в состав флота Мурманского морского пароходства. Пришел в Мурманск 6.05.1960 г. и в ту же навига­ цию начал работать в Арктике. Всего участвовал в 26 арктических нави­ гациях, прошел сквозь льды 654 400 морских миль, в том числе во льдах 563 600. Проведено 3741 судно. Наиболее значимые рейсы 17 октября 1961 г. - высадка дрейфующей станции «Северный по­ люс-10». 5 июня 1962 г. - необычно ранний выход в Арктику. 15 декабря 1965 г. - ледокол посетил первый космонавт Юрий Алек­ сеевич Гагарин. Принимали его начальник пароходства Юрий Левин и капитан Юрий Кучиев. На борту судна состоялось фотографирование трех Юриев. Впоследствии кто-то из журналистов Ю. Левина с фотографии уда­ лил, и на снимке остались только два Юрия. Июнь 1970 г. - атомоход вышел на трассы Северного морского пути после модернизации на судоремонтном заводе «Звездочка» в г. Северо­ двинске. Ноябрь-декабрь 1970 г. - обеспечение экспериментального рейса ди­ зель-электрохода «Гижига» по вывозу норильской руды из порта Дудинка, что положило начало продленной на 45-50 суток навигации в Западном районе Арктики, а с 1978 г.- круглогодичной. 26 мая - 22 июня 1971 г. - сверхраннее трансарктическое высокоши­ ротное плавание совместно с ледоколом «Владивосток» высокоширот­ ной трассой Севморпути с запада на восток. Февраль 1976 г. - успешная сверхранняя для арктических условий экспериментальная проводка дизель-электрохода «Павел Пономарев» к полуострову Ямал. В 1974 г. ледокол был удостоен высшей государственной награды - ордена Ленина. В 1989 г. ледокол совершил последний рейс в Арктику и выведен из эксплуатации после тридцати лет работы на арктических трассах. 29 февраля 2000 года на совещании учредителей был создан «Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин». Фонд возглавил ветеран па­ роходства, бывший первый заместитель генерального директора ОАО «Мурманское морское пароходство» А.В. Александрович. Капитанами на ледоколе работали: Павел Акимович Пономарев, Борис Макарович Соколов, Юрий Серге­ евич Кучиев, Зигфрид Адольфович Вибах, Григорий Абрамович Энтин, Ан­ дрей Алексеевич Смирнов, Геннадий Михайлович Перелыгин, Александр Епифанович Кастерин, Сергей Алексеевич Смирнов и др. 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz