Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Форма корпуса в поперечном разрезе напоминала яйцо. Конструкция корпуса позволяла ледоколу двигаться непрерывным ходом до 2 узлов во льдах толщиной до 1 м. Экипаж составлял 102 человека. 19 февраля 1899 г. на «Ермаке» был поднят русский коммерческий флаг, а в начале марта он пришел в Кронштадт (командир М.П. Васильев). Наиболее значимые рейсы Летом 1899 и 1901 гг. под командованием адмирала С.О. Макарова «Ер мак» впервые совершил походы к архипелагу Шпицберген, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, дойдя до 81 градуса 29 минут с. ш., и подтвердил на практике идею Макарова о возможности активного плавания в усло виях Арктики. Зимой 1900 г. участвовал в спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин». На «Ермаке» впервые применили радиосвязь для координа ции спасательных работ. 24 января 1900 г. приняли радиограмму с ука занием выйти в море для спасения рыбаков на льдине, оторвавшейся от берегового припая. В годы первой мировой войны включен в состав Военно-Морского флота, обеспечил ледовый поход кораблей Балтийского флота из Гель сингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. До 1934 г. работал на Балтике: обеспечивал проводку торговых судов и военных кораблей. С 1934 г. - флагманский ледокол Западного района Арктики. В 1938 г. участвовал в эвакуации полярников станции «Северный полюс-1», вывел из ледового дрейфа ледокольные пароходы «Садко» и «Малыгин», достигнув в свободном плавании 83 градуса 6 минут с. ш. С 1939-го по 1950 г. вновь на Балтике: с 1941 г. в составе Балтийского флота участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и ряда ост ровов, обеспечивал деятельность кораблей флота, перевозки в Финский залив и на линии Кронштадт-Ленинград. Установленные на нем зенитные орудия защищали Ленинград от фашистских самолетов. В 1949 г. за заслуги в освоении Северного морского пути и боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны был награжден ор деном Ленина. С 1953-го по 1963 г. в составе флота Мурманского морского пароход ства работал в Арктике. Последний рейс совершил в 1963 г. Был выведен из состава флота и разрезан на металл в 1965 г. Капитанами на ледоколе работали: Михаил Яковлевич Сорокин, Герман Николаевич Драницын, Юрий Константинович Хлебников, Дмитрий Николаевич Чухчин, Константин Константинович Бызов и др. 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz