Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и три - дизель-электрические установки («Ка­ питан Сорокин», «Капитан Николаев», «Капитан Драницын»). Два ледокола с ЯЭУ («Ленин», «Сибирь») были выведены из эксплуатации на отстой по своему техническому состоянию. Атомоход «Арктика» после длительно­ го перерыва на проведение ремонтных работ в 1996 году был введен в эксплуатацию. «Балансовая стоимость ледокольного флота в общей сто­ имости основных фондов пароходства составляла 70,8 процента, износ ледокольного флота - 35,4 процента». («А.З.». 16 мая 1996 г.) Анализируя расходование средств, полученных пароходством из бюджета государс­ тва на содержание ледокольного флота, видно, что оно не покрывало даже 23,7 процента требуемой суммы. Недостающая часть средств рас­ ходовалась из прибыли акционерного общества «Мурманское морское пароходство». Следует отметить, что средства из бюджета даже если и поступали, то в основном в 3-м и 4-м кварталах, тогда как при убыточности ледокольного флота поступление средств было крайне необходимо в 1-м и 2-м кварталах - для обеспечения работы ледоколов в летне-осеннюю навигацию. Именно в эти периоды ледоколы активно работали на трас­ се Северного морского пути, а еще нужно было проводить работы для обеспечения летне-осенней навигации. Так, «за 9 месяцев 1996 года было получено дотации по всем объектам в размере 24,9 процента от потреб­ ной суммы». Бюджетное финансирование атомного флота, можно сказать, отсут­ ствовало, и это отрицательно сказалось на результатах работы компании в первом полугодии 1996 года. На поддержку ледокольного флота было запланировано около 42 миллиардов рублей, причем разбивалась эта сумма таким образом, что львиная доля поступлений планировалась на первый и второй квартал. В жизни же все происходило с точностью до наоборот. Пароходство получило около 10 миллиардов рублей и вы­ нуждено было само кредитовать за счет средств акционерной компании содержание ледокольного флота, на что было потрачено из бюджета ком­ пании только в 1996 году около 40 миллиардов рублей. Пароходство настойчиво искало возможности обеспечения работой мощного ледокольного флота в условиях постоянно снижающегося объема перевозок на Северном морском пути. Одним из направлений улучшения экономической ситуации в пароходстве стало использование Северного морского пути нашими ледокольно-транспортными судами для перевозки экспортно-импортных грузов между европейской частью страны и иностранными государствами Тихоокеанского бассейна. Еще до начала арктической навигации 1993 года в период с конца апреля по 23 мая теплоход «Кандалакша» (капитан А.И. Соколов) под проводкой атомо­ хода «Россия» (капитан А.А. Ламехов) совершил раннее эксперименталь­ ное транзитное плавание с грузом металла 15 ОООт из Мурманска в Китай. 246

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz