Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова География проживания участников круиза чрезвычайно широка. В пу­ тешествие по Арктике отправились граждане США, Франции, Германии, Австралии, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Канады, Италии, Швеции, а также тропических государств: Индии, Бразилии, Китая. Но­ вейший ледокол «50 лет Победы» - первый специально оборудованный для таких круизов атомоход. На «Победе» работали ресторан, способный разместить всех пассажиров, два бара, библиотека, лекционный зал, музыкальный салон, спортивный зал, сауна и плавательный бассейн с подогретой морской водой. На ледоколе функционировали салон отдыха, магазины, лифты и т. д. Два атомных реактора позволяли судну развивать мощность 75 ООО лошадиных сил. В ходе двухнедельного круиза туристы сдела­ ли остановки в живописных бухтах архипелага Земля Франца-Иосифа, смогли насладиться видами северных пейзажей, базарами арктических птиц, увидеть белых медведей и моржей. И конечно, туристы посетили Северный полюс. Под командованием капитана Мурманского морского пароходства Валентина Давыдянца атомоход «50 лет Победы» выполнил этим летом три туристических рейса на полюс (фрахтователь «Supernova Expeditions Ltd.»). Как-то капитаны атомоходов подсчитали средний возраст туристов. Оказалось - 72 года. На «Ямале» ходил 95-летний американец, а на «Совет­ ском Союзе» добрались до полюса ветеран в возрасте 101 года и ребенок, которому не исполнилось еще семи лет. Даже на инвалидных колясках, причем не только на лед, но и на острова, высаживались туристы-инва- лиды, добираясь туда на моторных лодках и вертолетах с борта ледокола. «Конечно, для экипажа ледокола работа в туристических рейсах - это не только большая нагрузка, но гораздо большая ответственность. Но со всеми пассажирами проводится инструктаж, и они знают, как себя вести на атомоходе. И конечно, в ходе рейса люди могут увидеть те красоты и животных Арктики, которые просто так не увидишь», - рассказывал капитан Дмитрий Лобусов. В среднем за один рейс атомоход мог взять 128 пассажиров. Число членов экипажа на время круизов составляло 137 человек. «Кстати, если смотреть на экономику круизного бизнеса, то, по-моему, здесь не надо торопиться с полным отказом от него. До тех пор покуда у нас недостаточно основной работы, и с учетом специфики обслуживания атомоходов, когда разница в расходах при стоянке судна и в эксплуата­ ции всего процентов 10 экономии, круизные рейсы летом (как дополни­ тельная загрузка работой ледоколов) оправданы и даже выгодны» - из интервью с техническим директором по атомному флоту Вячеславом Рукша («А.З.». 8 февраля 1996 года. «Жить можно неплохо, если жить по средствам»). 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz