Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова к западу от Земли Франца-Иосифа и 27 июля достиг Северного полюса. При плавании в южном направлении 30 июля стал первым в истории надводным судном, достигшим Полюса относительной недоступности (84 градуса северной широты, 175 градусов восточной долготы). А сколько восторгов пережили туристы! Иностранцы прилетали в Норвегию, откуда добирались в Мурманск, где и размещались на атомном ледоколе. К чести наших моряков, они четко выдерживали график движения при любой ледовой обстановке. Ведь доставить туристов назад в Мурманск необходимо в срок: у каждого куплен билет на самолет, и опоздание грозило не только материальными издержками, но и подорвало бы авторитет пароходства. Два круиза по аналогичному маршруту в 2000 году совершил на вер­ шину планеты атомоход «Ямал» (фрахтователь «Poseidon Arctic Voyages Ltd.»). Первый рейс начался 23 июля 2000 года. Для опытного арктиче­ ского капитана Александра Лембрика это был юбилейный - 20-й поход на Полюс. Особенностью двухнедельного круиза являлось то, что иностран­ цы брали с собой своих поваров, которые готовили им еду. Но в каждом рейсе происходило подобное: кто-то из туристов обязательно напраши­ вался пообедать вместе с членами экипажа. Русская кухня и мастерство наших поваров делали свое дело. Молва о вкусных блюдах, которые подавались российским морякам, разносилась среди путешественников, и большинство изъявляли желание отведать их. Приходилось проводить Дни русской кухни для туристов. В 2002 году «Ямал» выполнил пять круизных рейсов на Северный по­ люс. Первый из походов к «макушке» планеты начался 2 июля. В этот день, взяв на борт группу туристов на Шпицбергене, ледокол направился к льдине, на которой с 14 апреля 2002 года дрейфовал французский иссле­ дователь Арктики Жан-Луи Этьенн. Туристы стали свидетелями поднятия на борт атомохода капсулы, в которой почти три месяца провел в ледяном безмолвии отважный француз. Да и с точки зрения познавательной такие путешествия давали мно­ гое. Программа любого полярного круиза детально была расписана на каждый день, а внутренние помещения ледокола сделаны с учетом туристической составляющей. Во время круиза для его участников про­ водились лекции и экскурсии в машинное отделение атомохода. В каж­ дый рейс уходили в качестве лекторов ученые, знакомящие туристов с животным миром и природой Арктики. Не было никаких запретов на осмотр ледокола. Вход на капитанский мостик был открыт всем туристам практически постоянно. В августе 1996 года японские туристы посетили центральный пост управления и осмотрели атомные реакторы. Не через смотровое окошко, а спустившись на крышку реактора. Каково же было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz