Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Как и планировалось, в первый пробный рейс с иностранцами на борту вышел к Северному полюсу атомный ледокол «Россия», ведомый Героем Социалистического Труда капитаном с огромным опытом работы в арктических льдах Анатолием Алексеевичем Ламеховым. Тогда на путе­ шествие отважились четыре десятка иностранцев. После возвращения из рейса по их реакции в пароходстве поняли: понравилось. А еще сделали вывод: необходимо переоборудовать каюты, создать максимум удобств для любителей экзотики, подготовить развлекательную и научно-по­ знавательную программу, детально разработать маршрут с заходами на острова Северного Ледовитого океана. Несколько слов о самих атомных ледоколах. Их длина - 150 метров, ширина - 30, осадка - 11 метров. Мощность главной судовой установки - 75 тысяч лошадиных сил. Толщина обшивки на носу и корме - до 48 мил­ лиметров. Все это давало возможность преодолевать сплошные ледовые поля толщиной до 2,5 метра, вызывая восхищение людей, идущих к полю­ су за романтикой. В 1991-1992 годах круизным арктическим ледоколом в Мурманском пароходстве был «Советский Союз». 19 октября 1990 года пароходство подписало контракт с фирмами QUARK EXPEDITIONS, SALEN LINDBLAD CRUISING на выполнение атомоходом «Советский Союз» арктических круизов с иностранными туристами. Первый - по маршруту Мурманск - ЗФИ - Северный полюс - Ном (Аляска). Второй - по маршруту Провиде­ ние - трасса «Севморпуть» с высадкой в 7-8 пунктах. Продолжительность каждого рейса планировалась 20 суток. Но летом 1992 года «Советский Союз» (капитан С.Б. Шмидт) совершил три коммерческих рейса с туриста­ ми. В ходе первого рейса он прошел из Мурманска на Северный полюс и возвратился в родной порт, второй рейс был вдоль Азиатского материка, а третий, из порта Провидения - снова на Северный Полюс и в Мурманск. Стоимость одной путевки в круизах составляла 25 тысяч долларов. (ВТ «Панорама». 1992. Август. № 31. С. 2). Это была хорошая прибавка в фонд сохранения атомных ледоколов. Начинались круизы непросто. Появлялось множество проблем, тре­ бовавших срочного решения. С 1993 года к программе осуществления круизов на полюс подключился атомоход «Ямал». В 1994 году атомному ледоколу «Ямал» пришлось идти на полюс двумя корпусами, совместно с дизельным ледоколом «Капитан Драницын», где поселились те туристы, которые опасались ядерного реактора. На полюсе они пришли на «Ямал», чтобы убедиться в том, что все на нем живы и здоровы. И многие уже воз­ вращались в Мурманск в каютах атомохода. В июле-августе 1996 года российский атомный ледокол «Ямал», выпол­ няя туристический круиз, дважды совершил трансарктический транзит. Выйдя из Мурманска 22 июля, ледокол вошел в кромку сплоченных льдов 231

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz