Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства пароходства (ЕСРБ). Цель реорганизации - обеспечение радиационной безопасности на судах с ядерными энергетическими установками и судах атомного технологического обслуживания (пр. ММП № 122 от 06.04.89 г.). Начальником СТУ АФ был назначен А.В. Дронченко. Северный морской путь в 1989 году в очередной раз привлек вни­ мание коммерсантов и судоводителей различных стран. Сквозной ком­ мерческий рейс из портов Западной Европы в Японию выполнил в этот год теплоход «Тикси» Мурманского пароходства под командованием капитана Людмилы Анатольевны Тибряевой. Взяв груз в Гамбурге, экипаж «Тикси» доставил его в японский порт Осаку не через Суэцкий канал, а се­ верными морями под проводкой атомного ледокола «Россия» и ледокола «Красин», работавших на участке Диксон - пролив Вилькицкого. Затем атомоход «Сибирь» принял у них эстафету и повел теплоход от пролива Вилькицкого в море Лаптевых, передав судно под проводку ледоколу «Ермак» Дальневосточного морского пароходства. Переход в ледовых условиях протяженностью 2600 миль был пройден за 9 суток. Весь рейс, длившийся четыре месяца, был успешно завершен. Удалось установить и выдержать те сроки, которые были оговорены при подготовке рейса. Теплоход прошел из Европы в Японию за 23 суток, что оказалось меньше обусловленного контрактом времени. По итогам рейса был сделан вывод, что использование судов типа СА-15 на длинном плече Севморпути эф­ фективно, экономически выгодно, что открывает возможности использо­ вания этого пути иностранными судами и судами российских компаний. Следует отметить, что перевозка эта не принесла прибыли пароходству, но руководство сознательно пошло на то, чтобы в очередной раз показать способности наших атомных ледоколов и транспортных судов при работе в Арктике. В тяжелых условиях завершил работу в этом году транспортный флот пароходства. Сложная ледовая обстановка в западном районе Арктики существенно повлияла на доставку грузов в порты Енисея и вывоз про­ дукции Норильского горно-металлургического комбината. Определен­ ная доля вины легла в этом на ледокольный флот, который, по оценкам специалистов, не смог обеспечить должныхтемпов проводки. Произошла накладка двух факторов: невиданная по сложности ледовая обстановка и фатальная необходимость ремонта значительной части ледоколов. Это было только начало работы пароходства в новых экономических услови­ ях хозяйствования. 1989 год стал последним годом работы на арктических трассах пер­ венца атомного флота. В связи с окончанием эксплуатации атомохода «Ленин» в целях перевода с 25 января 1990 года его паропроизводящей установки в ядерно-безопасное состояние на РТП «Атомфлот» экипажи плавтехбазы «Имандра» и плавтехбазы «Лотта» приступили к выполнению работ по выгрузке отработавших тепловыделяющих сборок паропроиз­ 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz