Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства зунгом: «Атомоход, убирайся в Мурманск!». В первый день прихода во Владивосток на борт прибыла большая группа корреспондентов. Экипаж допускал их всюду, куда они хотели пройти. После этого визита коррес­ понденты заявили, что были неправильно информированы. Командова­ нием судна по согласованию с руководством Мурманского пароходства было принято решение провести во Владивостоке День открытых дверей и пригласить всех желающих на борт, чтобы дальневосточники смогли убедиться в экологической безопасности «Севморпути». Судно, стоящее на рейде, в этот день посетили около 450 человек. Пришлось экипажу рассказывать о радиационной безопасности «Севморпути» и на митинге во Владивостоке, который длился шесть часов. Страсти улеглись только после тщательного знакомства с судном и с показаниями приборов. В ре­ зультате атомоходу разрешили заходить во все порты Дальнего Востока. На этом проблемы работы лихтеровоза не закончились. В июне 1989 года на совете пароходства обсуждался вопрос о подго­ товке к приему и обработке лихтеровоза в порту Мурманск. В октябре «Севморпуть» должен был встать на профилактический ремонт и после­ дующую загрузку 74 лихтеров на Вьетнам. Так как специальный причал для судна только проектировался, то обработку лихтеров портовики должны были осуществлять на действующих причалах. Руководству тор­ гового порта было поручено подготовить причалы ко времени прибытия транспорта в Мурманск. В ответ из уст председателя Совета трудового коллектива порта прозвучала такая фраза: «Кому это выгодно, пусть этим и занимается!». Администрация порта неохотно включилась в работу по подготовке к приходу «Севморпути» и размещению лихтеров. Строитель­ ство технического причала для лихтеровоза на РТП «Атомфлот» тоже за­ тягивалось. Все проблемы пароходству необходимо было решать срочно. В январе 1989 года в историю атомного флота и пароходства была вписана еще одна трудовая страница. Завершен рейс атомного ледо­ кола «Россия» в высокие широты Арктики для эвакуации полярников дрейфующей станции СП-28. В условиях зимы и полярной ночи экипаж сумел в короткое время пробиться к полярникам, эвакуировать станцию, передать необходимое оборудование и приборы на научно-исследова­ тельское судно «Отто Шмидт» и прибыть в Мурманск раньше предполага­ емого срока. Рейс на СП-28 длился с 15 по 27 января. Он показал высокое мастерство судоводителей, умение экипажа слаженно действовать в экс­ тремальных условиях. Как уже отмечалось, успешно трудился в этом году атомный ледокол «Россия». Завершив рейс по снятию СП-28, атомоход от­ правился в Восточный сектор Арктики. Направление одного из атомных ледоколов к началу навигации в помощь дальневосточникам в Мурман­ ском пароходстве стало традицией. Обычно переход ледоколов на восток в ранние сроки сложен и занимал немало времени. В этом году «России» удалось установить своеобразный рекорд - ледокол смог пройти от Мур­ 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz