Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства В этот год в Арктике было жарко от напряжения трудовых будней. Как по расписанию, суда Мурманского морского пароходства шли в противоположных направлениях по главной национальной магистра­ ли - Северному морскому пути. Даже трудно было представить, что в Ду­ динке с точностью до суток один караван отходил от причала и на место загруженных судов становились очередные транспорты. За этот год по арктической трассе судами пароходства было перевезено более семи миллионов тонн груза. 30 июня 1989 года был введен в эксплуатацию после достройки в Ле­ нинграде атомный ледокол «Таймыр» (пр. ММП № 111/эк от 25.07.89 г.). Уже в начале августа новый атомоход пришел в порт приписки Мурманск. «Таймыр» - детище делового содружества советских и финских специ­ алистов. Он был построен на верфи «Вяртсиля» в Хельсинки, а атомную паропроизводящую установку ему поставили на Балтийском судострои­ тельном заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде. «Таймыр» от­ крыл новую серию мелкосидящих арктических ледоколов и существенно отличался от всех своих предшественников по техническому оборудова­ нию и назначению. Встретить ледокол в порту приписки пришли предста­ вители города и руководители пароходства. После короткой стоянки в Мурманске атомоход вышел на ледовые арктические трассы. Нелегко было руководству Мурманского пароходства решать про­ блемы использования атомных ледоколов для обеспечения проводок транспортов с грузами в арктические порты. Так, не успели еще отгреметь фанфары, отзвучать победные реляции в честь десятилетия круглогодич­ ной навигации, как взрыв общественного негодования жителей заполяр­ ной Дудинки всколыхнул весь национальный округ. Причина - прибытие в порт Диксон атомного ледокола «Таймыр» для обеспечения навигации на Енисее. Исполком краевого Совета народных депутатов Дудинки под давлением экстремистски настроенных «зеленых» принял решение о бойкоте, нецелесообразности работы атомохода на Енисее. Перед паро­ ходством проблема встала во весь рост. Самое главное, что обострило ситуацию, это страх жителей Дудинки и Норильска перед ядерной угро­ зой после Чернобыля. Капитан ледокола «Таймыр» Владислав Степанович Смолягин рассказывал, что на судно приходили люди эрудированные, с высшим образованием, и жаловались на то, что с заходом атомохода в порт у них поднимается давление и «дико болит голова». Нелегко тогда пришлось мурманским морякам работать в таких условиях, успокаивать общественность и проводить разъяснительную работу с населением об экологическом благополучии, как на судне, так и вокруг него. Чтобы ре­ шить эту проблему, пароходство пригласило в Мурманск рабочую группу из Дудинки, Диксона, Норильска, Красноярска с целью изучения ими влияния атомного судна на природу и на человека. В составе делегации был заместитель председателя исполкома Таймырского окружного сове- 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz